22 декабря 1918 года в селе Новханы Бакинской губернии у красного командира Ганифа Гусейн-заде родился сын, которому было суждено прожить короткую, но необычайно яркую жизнь. Мальчику дали имя Мехти.

Ранние годы

В детстве Мехти любил рисовать и слагать стихи, а позднее, закончив школу № 77, где его педагогами были писатель Сулейман Сани Ахундов и композитор Саид Рустамов, он поступил в Бакинское художественное училище. После его окончания Мехти хочет учиться профессии дальше, но после неудачной попытки поступления в Академию художеств СССР подает документы в Ленинградский институт иностранных языков. Конкурс он проходит на удивление легко и с первых дней учёбы открывает в себе новую способность – быстро усваивать материал. Со знанием двух языков, французского и английского, Мехти вернулся в Баку, где продолжил учиться в Азербайджанском пединституте. Но в 1941-м грянула война, которая круто изменила судьбу Мехти Гусейн-заде.

Плен и побег

Пройдя ускоренный курс в военном училище, он отправляется на передовую. Советские войска ведут оборонительные бои. В одном из них Мехти получает тяжелое ранение и попадает в плен. Дальше – концлагерь, где вербовщики предлагают ему вступить в Азербайджанский легион вермахта. Альтернатива ужасная – скотское существование и медленная смерть за колючей проволокой. Мысль одна – выжить! Выжить, чтобы драться с врагом! А пока у врага нужно учиться. В школе переводчиков Мехти осваивает третий иностранный язык – немецкий. Здесь же он знакомится с оперативной работой. Следующий шаг – служба в отделе контрразведки и пропаганды 162- й Туркестанской дивизии вермахта. В её составе Гусейн-заде уходит в Северную Италию – подавлять сопротивление, а вскоре со своими земляками Джавадом Хакимли и Асадом Курбановым бежит к партизанам. Все трое вступают в ряды 9-го словенского партизанского корпуса, который действует на Северном побережье Адриатики.

Диверсант

Профессиональные знания и навыки, полученные Мехти у немцев, позволяли ему и его группе совершать диверсии в самых сложных обстоятельствах. Вскоре за выполнение ряда невероятных по дерзости акций Мехти переводят в отдел диверсионных операций штаба партизанского корпуса. Теперь он сам участвует в планировании важных операций. Организованные им акции, подрывы и засады наносят огромный ущерб врагу – гибнут сотни солдат и офицеров противника, прерываются вражеские коммуникации. Немцы предлагают за голову Михайло – так называли Мехти партизаны – сначала 100 тысяч, а потом и 300 тысяч рейхсмарок, но он остается неуловимым.

По ущербу и потерям, нанесенным врагу, Мехти Гусейн-заде смело можно поставить в один ряд с легендарными советскими диверсантами Ильёй Стариновым и Хаджи Мамсуровым.

Свои дерзкие диверсии-розыгрыши Мехти-Михайло часто совершал, облачившись в форму вермахта. В сентябре 1944 года в форме немецкого офицера технической службы он проник на немецкий аэродром, заминировал и подорвал 2 самолёта, два десятка автомашин, гаражи и ангары. В следующем месяце во главе группы партизан он захватил фашистскую тюрьму в городе Удино. На этот раз Михайло и его ребята изображали немецких конвоиров. Роль пленных играли партизаны, переодетые в лохмотья. «Костюмированное представление» завершилось уничтожением охраны и освобождением более 700 военнопленных.

Однако с каждой новой успешной акцией приходило и понимание того, что удача в любой момент может изменить, любая ошибка, даже случайность могут привести к гибели. Погубило предательство. Один из крестьян выдал местонахождение неуловимого гайдука. Немцы, окружили село и, пригрозив сжечь его вместе с жителями, потребовали выдачи Михайло. В ответ на ультиматум Мехти вышел из своего укрытия и открыл огонь. Прорваться ему не удалось. Не пожелав попадать в плен во второй раз, он выстрелил себе в сердце.

Память

В 1957 году легендарный разведчик Мехти Гусейн-заде был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, награждён югославскими орденами и итальянской медалью “За воинскую доблесть”, что соответствует статусу национального героя Италии. По указанию первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Гейдара Алиева в 1973 году в центре Баку был открыт памятник Мехти Гусейн-заде. Бюст знаменитого партизана установлен и на его могиле в Словении. В Сумгаите именем М.Г. Гусейн-заде назван стадион. Герой стал прототипом повести Имрана Касумова и Гасана Сеидбейли «На дальних берегах». По её мотивам в 1958 году на киностудии “Азербайджанфильм” был снят одноимённый художественный фильм. Премьеру этого фильма посетили 60 млн. человек по всему СССР.

Игорь Бергман