В эти праздничные дни, а Новый год в Грузии не однодневное торжество, а самый любимый  семейный праздник, во время которого за праздничным столом собираются близкие и дальние родственники, все грузины в буквальном смысле слова штурмуют рынки. При этом неважно, к какому имущественному слою принадлежат «штурмовики». Даже если в кармане пусто, а загашники давно очищены, можно занять у соседа или родственника и накрыть достойный праздничный стол. Ибо давно известно, что как встретишь Новый год, так его и проведешь (это наша общая народная примета, я так думаю).

А для тех, кто в это время года не бывал в Грузии, поясним, что значит достойный стол. Это, в первую очередь, сациви из курицы (обязательно домашней), жареный поросенок, хачапури, различные пхали и салаты, чурчхела и гозинаки. Добавьте к этому фрукты, сладости, конфеты… Ну и, конечно, вино, лучше всего кахетинское. 

Вот за всем этим ваш покорный слуга и отправился, а вернее двинулся в поход, как у нас говорят, на базар. Начал с припасов для сациви: курица (домашняя) – от 15 до 20 лар. Для справки: 3 лари равно 1 евро. Значит, она обошлась 6-7 евро. Обязательны орехи (грецкие) – 20-28 лар за килограмм. Поросенок (самый маленький) обошелся мне в 75 лари. Сыр для хачапури купил у настоящей имеретинки за 12 лари. Припасы для салатов и пхали обошлись в 25 лари. Мед для гозинаки – 23 лари. Десяток чурчхел, а ими у нас украшают не только стол, но и чичилаки (это своеобразная грузинская новогодняя елка, только из орехового дерева), обошелся в 15 лари. Столько же ушли на фрукты. На вино денег не осталось, но, благо, что вино у меня свое, домашнее. Правда, не кахетинское, а гурийская «Одеса».

Итого – 210 лар (ок. 70 евро). Это ровно на тридцать лари больше пенсионного пособия, которое на сегодня составляет 180 лари, а с нового, 2019 года правительство сделало нашим пенсионерам подарок – повысило пенсии аж на целых 20 лари. Ну что же, и на том спасибо. Хоть до прожиточного минимума дотянули. Кстати, этот показатель, по данным Национальной службы статистики,  на одного человека составляет 173, 8 лари, из которых львиная доля, (ок. 120 лари) уходит на продукты питания.  

Такое понятие, как минимальная оплата труда, в нашей стране вообще отсутствует. Еще во времена Шеварднадзе правительством было принято постановление, что в частной сфере нельзя платить меньше 20 лари в месяц, а в государственном секторе – 135 лари в месяц. С тех пор прошло почти 20 лет. До сих пор Парламент не может на законодательном уровне урегулировать этот вопрос. «Несмотря на то, что средняя зарплата в стране на сегодняшний день составляет около 900 лари, очень много таких, кто работает за 200-300 лар в месяц», – считает руководитель аналитического центра Тбилисского госуниверситета В. Чараия. 

Подводя итоги года, министр экономического развития Г. Кобулия заявил, что не согласен с мнением о том, что население страны стало жить хуже. «Да, люди живут плохо, но не хуже, чем раньше», – обнадежил он нас. Мол, мы постоянно боремся с бедностью и даже «следим за этим параметром». Естественно, сказал он, населению нелегко, поскольку у нас 20-процентный показатель бедности. А вот, почему это в такой благодатной стране каждый пятый житель за чертой бедности, он уточнять не стал. Хорошо, что пообещал – будем бороться и дальше.

И на том спасибо, мы люди не притязательные, видали и не такие времена. И, как ни странно, несмотря на все катаклизмы последних трех десятилетий, выжили, и, даст Бог, доживем и до следующего Нового года. Мир вам, дорогие друзья! 

Валерий Чхартишвили

От Чхартишвили Валерий

Журналист, педагог