Армянские вина все больше завоевывают сердца российских потребителей. Ежегодные продажи, начиная с 2019 года, увеличиваются в среднем на 30 процентов. И это не предел, заявляют представители винных домов Армении в России.  

Какие проблемы на пути продвижения на рынки есть у армянских виноделов? Какие меры необходимо предпринять государству для поддержки армянских экспортеров вина? Чем армянские вина качественно отличаются от аналогичных напитков европейского производства? На какие автохтонные сорта винограда следует обратить особенное внимание иностранным покупателям? На эти и другие вопросы в интервью «Джейран Медиа» ответил генеральный директор компании «Амелиа Вайн» Араик Оганесян.

Араик Сергоевич, расскажите, как обстоит ситуация с армянским виноделием в целом? Что показал завершающийся год, есть ли новые рубежи, которых достигла эта отрасль?

Виноделие в Армении сегодня очень активно развивается, что не может не радовать. Все больше и больше людей инвестируют в это деньги. Армянские вина все больше ценятся в Европе. К слову, и в Азии тоже, например, в Японии. Кроме того, наше вино полюбили и в США. И во многих странах нас уже начинают обгонять по продажам. А происходит это потому, что с точки зрения россиян и европейцев есть ментальное недопонимание армянского виноделия.

С Японией Вы меня удивили… И это несмотря на взыскательность потребителя и сложную транспортную логистику по доставке армянских вин…

Да- да, все так и есть. Япония полюбила армянские вина, и это факт. И некоторые вина даже занимают там высокие призовые места на всевозможных конкурсах. Не так давно в Японии прошел конкурс «Сакура», где белое вино бренда Koor получило две награды. Это очень серьезная оценка. Японцы очень щепетильно к этому относятся. У них дегустаторами выступают исключительно женщины, то есть у них совсем другая культура в этом направлении. Но в России тоже растут обороты, то есть все больше россиян узнают армянские вина и начинают их ценить. По моей субъекттивной оценке, наши вина сильно недооценены, потому что по своим органолептическим свойствам часто они точно сравнимы с очень хорошими европейскими винами. А по цене армянский продукт гораздо доступнее своих европейских конкурентов.

Какие города России уже оценили армянское вино по достоинству? Где этот напиток уже не нуждается в особенной рекламе и маркетинговой раскрутке?

Наша компания снабжает всю Россию, без исключения. От Владивостока до Ростова-на-Дону, Сочи и т.д. Естественно, чем южнее, тем большим спросом пользуется наша продукция, и в этом прямая заслуга армянской диаспоры. Одновременно мы стали замечать, что, например, Сибирь тоже стала активно интересоваться винами Армянского нагорья, и там тоже стали расти продажи. Надеемся, что потребители не изменят своим вкусам и в следующим году мы надеемся на Сибирь.

Вы сказали, что чем южнее, тем выше спрос. А как в борьбе за покупателя вы выдерживаете конкуренцию с российскими винами?

Мы не сильно конкурируем с российскими винами. Наша основная задача – убедить российского потребителя в выборе между Европой и Арменией делать выбор на нас, потому что в ценовом сегменте они примерно одинаковы. Российские же вина все-таки немного отличаются: они либо дешевле, либо сильно дороже, то есть смотря о каком вине идет речь. Армянские виноделы больше конкурируют с европейскими.

Как предпочтение россиян отражается в цифрах статистики? Насколько выросли в России продажи армянских вин за последнее время?

За последние 3 года (2019-2021гг.) мы в среднем растем на 30-35 процентов как в бутылках, так и в стоимостном выражении. И мой личный прогноз на ближайшее время – это будет геометрическая прогрессия. Как только люди распробуют, как только ментально привыкнут к тому, что армянское вино не обязательно дешевое, оно не обязательно должно быть полусладким или фруктовым, они начнут его сравнивать с лучшими винными домами мира, и, соответственно, и уровень продаж резко пойдет вверх. Сейчас уже есть ценители, это необязательно какие-то этнические сообщества, у нас много иностранных постоянных покупателей. Например, из Центральной Азии много постоянных частных клиентов. У нас заключены эксклюзивные договоры с 18-ю винодельнями Армении на территории России, но среди наших частных клиентов есть покупатели и из других стран.

Есть ли в планах компании пользоваться преимуществами всего рынка Евразийского экономического союза? Речь о том, чтобы продавать армянские вина не только в России, но и в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане…

Пока мы работаем только в России.

Какую поддержку сегодня власти страны оказывают своим виноделам, а может и экспортерам?

Для нас точно никакой поддержки нет. Какая помощь оказывается виноделам, я не знаю. Есть фонд развития виноделия, возможно, по этой линии есть какая-то помощь. Но мы уже вносили свое предложение, чтобы государство субсидировало бы производителю хотя бы 1 доллар с каждой экспортированной бутылки. В этом случае входная стоимость у нас будет процентов на 20-25 ниже, чем сейчас, и конечная цена на полке магазина, тоже, соответственно, будет ниже. То есть лучше инструмента, чем этот, я пока не вижу.

А прислушиваются к вашим предложениям?

Я не знаю. Сейчас нет надежд, но мы все равно будем продолжать об этом говорить, писать письма. Приоритетными для оказания такой помощи мы считаем тех производителей, которые работают на экспорт. И неважно, в каком размере будет эта помощь, пусть это будет 50 центов, потому что 50 центов тоже влияют на конечную стоимость на полке. Это делает вина доступными, продаваемыми, узнаваемыми и т.д. И это первое из того, чего мы хотим добиться. Вторая задача тоже очень важна. Это обеспечение контроля качества экспортируемого вина. Проще говоря, не каждое вино может называться армянским вином на полке в России. В Армении очень лояльные законы по производству вина. То есть, условно говоря, лицензия на производство вина стоит 50 долларов в год, любой человек, у которого вырос виноград, может производить вино. Соответственно качество экспортируемого вина никто не регулирует. И такое вино иногда попадает на полки магазинов России под армянским брендом. Это очень мешает всем остальным добропорядочным виноделам. Поэтому если правительство регулировало бы эту часть и субсидировало экспортеров, это оказало бы очень большую помощь.

Какое армянское вино предпочитаете Вы сами? Какие вина, на Ваш взгляд, еще получат мировую известность?

Я считаю, что очень большое будущее у классических сортов – арени и воскеат. Эти сорта очень гибкие, из них можно творить все, что угодно. Если рука энолога хорошая, то они могут быть совсем неузнаваемыми. Поэтому мой акцент именно на этих сортах. Они имеют все шансы попасть на международный рынок. Но тем не менее нужно развивать и все остальные армянские автохтонные сорта, их нельзя забывать. Хндогни нужно пытаться восстановить. Мы оказали финансовую помощь для восстановления завода Kataro в селе Дзорахбюр Котайкского региона Армении. Будем надеяться, что виноделы сделают все возможное для восстановления исконно армянского сорта винограда, чтобы вкус его был максимально приближен к Гадрутскому. Со своей стороны мы, как можем, будем их продвигать.

Что планируете на 2022 год?

2021 год мы надеемся закончить с отметкой 100-120 тысяч бутылок. Но это совсем немного по сравнению с тем, что могло бы быть. Проблема у нас даже не в представленности наших вин, а в том, что люди их не знают. Поэтому в 2021 году мы провели ряд мероприятий, в том числе выездных, возили сомелье, винных экспертов в Армению. В 2022 году у нас намечается еще 2 поездки. И в течение года будет порядка 20 мероприятий по популяризации армянского виноделия в целом, причем не только тех вин, которые есть в нашем портфеле. Участие во всех фестивалях, дегустациях полностью спонсируется нами и нашими гостями. К сожалению, правительство Армении пока в этом не участвует. Сейчас самая важная часть нашей работы – популяризация, чтобы как можно больше людей попробовали армянские вина. И нам уже по многолетнему опыту известно то, что после первой дегустации люди становятся пожизненными почитателями армянского вина. И я их понимаю. Армянские вина сегодня представлены в лучших ресторанах мира, 20 из которых обладатели звезд MICHELIN. На этот факт прошу наших читателей обратить особенное внимание.

От Дели Лаура

Журналист, корреспондент Пресс-клуба в Армении