В прошлую пятницу в Москве состоялся первый за последние 12 лет официальный контакт армянских и турецких дипломатов. Попытка прорвать блокаду последних десятилетий и выйти на новый уровень взаимоотношений осуществляется при прямом посредничестве российской стороны.

14 января заместитель министра иностранных дел Российской Федерации А. Ю. Руденко провел раздельные встречи с прибывшими в Москву спецпредставителями Армении и Турции по вопросам нормализации двусторонних отношений Р.К. Рубиняном и С. Кылычем.

Между армянским и турецким спецпредставителями состоялся также прямой контакт. Стороны проявили готовность вести диалог в конструктивном, неполитизированном ключе, в духе открытости и нацеленности на практический результат, двигаясь «малыми шагами» от простого к сложному. Условлено о продолжении поиска точек соприкосновения, что работало бы во благо народов двух стран, в интересах стабильности и экономического процветания региона.

Встреча 14 января состоялась спустя год после того, как при посредничестве России было достигнуто прекращение огня между Азербайджаном и Арменией.

И объявление о переговорах, и назначение спецпредставителей свидетельствует о том, что обе стороны серьезно относятся к возможности нормализации отношений. Переговорщиком от Турции назначен Сердар Кылыч, 64-летний высокопоставленный дипломат, до этого работавший в Вашингтоне. Его коллега из Армении – Рубен Рубинян, который в свой 31 год является самым молодым членом из ближайшего окружения премьер-министра Никола Пашиняна.

Армения ожидает, что диалог с Турцией приведет к установлению дипломатических отношений и открытию границы между двумя странами, заявил официальный представитель МИД Армении Ваан Унанян.  

«Мы ожидаем установления дипломатических отношений между Арменией и Турцией в результате этого процесса, а также открытия границы между двумя странами, которую Турция в одностороннем порядке закрыла в начале 1990-х годов».

Он также отметил, что Республика Армения всегда заявляла, что готова к нормализации отношений с Турцией без ограничений.

Что касается первой встречи спецпредставителей, Унанян заявил, что нереально ожидать ощутимых результатов только от одной встречи, но процесс начнется.

По итогу переговоров обе страны заявили, что встреча прошла в «позитивной и конструктивной атмосфере».

МИД Турции и МИД Армении в отдельных заявлениях отметили, что их спецпредставители «обменялись предварительными мнениями относительно процесса нормализации».

В частности они заявили, что обе стороны продолжат свои переговоры «без предварительных условий», добавив, что дата и место их второй встречи будут определены позже.

В свою очередь Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва помогает Еревану и Анкаре наладить прямой диалог, и выразил надежду, что эти усилия увенчаются успехом.

«Армения и Турция назначили своих спецпредставителей. Россия помогла достичь такой договоренности, мы очень рады, что их первая встреча проходит сегодня в Москве. Наша роль — помочь установить прямой диалог», – заявил Лавров.

Затянувшееся урегулирование

После распада Советского Союза две страны предприняли две попытки нормализации отношений.

Турция и Армения вплотную приблизились к установлению добрососедских связей в начале 1990-х гг. Переговоры начались в 1992 году, но были прекращены в начале апреля 1993 года в связи с процессами на армяно-азербайджанской границе вблизи Нагорного Карабаха. Анкара закрыла несколько контрольно-пропускных пунктов с Арменией и держала границу между двумя странами закрытой. Азербайджан следовал той же логике, в результате чего Армения, не имеющая выхода к морю, фактически была отгорожена стеной как с востока, так и с запада в течение последних трех десятилетий.

Вторая попытка нормализации отношений была предпринята при посредничестве Швейцарии летом 2007 года и завершилась в октябре 2009 г. подписанием соглашений об открытии границы и установлении дипломатических отношений. Инициатива потерпела неудачу, и стороны так и не ратифицировали и не выполнили соглашения в значительной степени из-за того, что Азербайджан заставил своего союзника Турцию прекратить переговоры. Баку опасался, что из-за открытой границы потеряет рычаги влияния на Армению в зашедших в тупик мирных переговорах по Нагорному Карабаху.

Изоляция Армении исключила ее из крупных энергетических и транспортных проектов на Южном Кавказе, в том числе из проектов трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому каспийская нефть поступает в Средиземное море, Южно-Кавказского газопровода, по которому идет газ в Европу, и трубопровода Баку-Тбилиси-Карс.

Из-за закрытых границ с Турцией и Азербайджаном Армения была вынуждена использовать более длинные и сложные торговые пути через Грузию и Иран. Открытая граница с Турцией предоставила бы Армении прямой путь для торговли через турецкие черноморские порты, избавив от необходимости полагаться на «окольные» маршруты.

Однако сейчас ситуация изменилась. Обе стороны постепенно начали обсуждать восстановление своих отношений, которые были прерваны почти 30 лет назад во время первой войны между Арменией и Азербайджаном, о чем свидетельствует несколько довольно важных фактов.

Во-первых, Армения сняла эмбарго на турецкий импорт, которое было введено в начале 2021 как некий ответ армянской стороны на активное участие турецкой стороны во втором карабахском конфликте.

Во-вторых, Комитет гражданской авиации Армении разрешил турецкой компании Pegasus Airlines выполнять рейсы по маршруту Стамбул-Ереван-Стамбул. Ранее аналогичное разрешение получила армянская компания Flyone. Flyone Armenia станет первой армянской авиакомпанией, выполняющей рейсы в Турцию с 2015 года.

Начало прямых переговоров между Турцией и Арменией сулит, пожалуй, самые большие надежды на установление дипломатических отношений между двумя странами. Этот процесс должен привести к открытию общей границы стран и обеспечить расширение торговли и безопасности в регионе.

Декабрьское решение Армении снять эмбарго на турецкий импорт и совместное решение правительств двух стран разрешить возобновление чартерных рейсов между Стамбулом и Ереваном являются важными сигналами, которые будут способствовать улучшению двусторонней обстановки, а также сыграют важнейшую роль в процессе нормализации отношений двух стран.

В свою очередь Россия, предложившая посредничество в переговорах, решительно поддерживает восстановление транспортных и торговых связей в регионе.

Москва, направившая миротворцев в Нагорный Карабах в рамках соглашения о прекращении огня от 2020 года, также ищет способы облегчить бремя, которое она несет в качестве посредника и гаранта безопасности на Южном Кавказе, и считает, что ослабление напряженности в отношениях между Арменией и Турцией поможет избежать очередной эскалации. Проведя первую встречу спецпредставителей, Россия демонстрирует одновременно уверенность в своих региональных позициях и свою первостепенную роль в вопросе мирного устроения региона.

Стороны прекрасно понимают, что чем дольше затягиваются переговоры без каких-либо позитивных сдвигов, тем выше риск того, что импульс последних месяцев рассеется и/или перерастет в очередную напряженность.

Очевидно, что быстрого серьезного прорыва в отношениях Армении и Турции ожидать не стоит, уж очень стороны ограничены внутриполитическими реалиями. Однако данный процесс уже является большим прорывом как для Армении и Турции, которые больше 30 лет находятся по разную сторону баррикад, так и для региона в целом, который в полном объеме ощущает на себе все геополитические издержки последних десятилетий. 

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель