Прошло чуть больше года с момента окончания военных действий в Карабахе. Война приостановлена исключительно благодаря посредническим усилиям Российской Федерации. Очевидно, что Россия сегодня заинтересована в стабильном и мирном развитии региона. В связи с этим представители высшего руководства России постоянно отмечают о важности и необходимости разблокировки транспортных коммуникаций на Южном Кавказе. По данному вопросу есть консенсус на трехстороннем уровне: Ереван-Москва-Баку, который выражен в двух соглашениях от 9 ноября и 11 января.

27 ноября в Сочи и 14 декабря 2021г. в Брюсселе лидеры Еревана и Баку договорились о возобновлении работы железной дороги между Арменией, Нахичеванью и Азербайджаном на линии Ерасх–Джульфа–Мегри–Горадиз.

Предполагается, что Армения получит доступ по железной дороге в Иран и Россию, а Азербайджан – в Нахичевань. В случае, если также удастся договориться с Турцией об открытии границ и коммуникаций, то заработает и железная дорога Гюмри–Карс. Озвучивается, что для строительства железной дороги Ерасх–Горадиз может потребоваться более миллиарда долларов.

Совсем недавно вице-премьер Мгер Григорян завил, что армянская сторона начинает подготовительные работы для строительства Мегринского участка железной дороги, и правительство собирается направить 200 млн. долларов на строительство железной дороги Ерасх–Джульфа–Ордубад–Мегри–Горадиз.

В планах правительства Армении есть восстановление в общей сложности 45 км. отрезков этой дороги. Общая протяженность магистрали составит порядка 340 км.

В феврале Азербайджан начал восстановление участка железной дороги Горадиз–Агбенд на территориях вокруг Нагорного Карабаха, которые перешли под контроль Баку после боевых действий в регионе осенью 2020 года. В Баку заявляют, что магистраль протяженностью 100 км. позволит создать прямое железнодорожное сообщение между основной частью страны и Нахичеванской Автономной Республикой.

Безусловно, если удастся осуществить разблокировку транспортных коммуникаций в регионе, то Армения получит возможность выйти из транспортной блокады. Грузовые перевозки из Армении через Верхний Ларс в Россию обходится значительно дороже, нежели это будет сделано по предполагаемому железнодорожному пути через Азербайджан. Армения получит значительные экономические выгоды, а армянская экономика начнет развиваться динамичнее, но это только в случае, если все это заработает по предполагаемой схеме.

Процессы нормализации армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений

Очевидно, что сегодня мы не можем разграничить процессы нормализации армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений. Турецкая сторона неоднократно заявляла, что процесс нормализации отношений между Ереваном и Анкарой будет проходить в тесной кооперации с азербайджанскими коллегами, с которыми будет согласована вся дорожная карта.

Ереван и Анкара уже назначили своих спецпредставителей по нормализации отношений и провели первую встречу в Москве. По итогам была достигнута договоренность продолжить дальнейшие контакты без предварительных предусловий.

Безусловно, процесс разблокировки транспортных коммуникаций в регионе носит в себе и определенные риски для Армении, которая в результате данного процесса может в перспективе стать зависимой от турецкой и азербайджанской экономик. Власти Армении уже сегодня должны просчитать все возможные риски и иметь соответствующие выработанные меры.

В том числе есть риск, что после того, как заработает железная дорога, Армении могут быть выдвинуты самые разные условия для ее пользования: от тарифной политики до товарных ограничений. И здесь понадобится активное посредничество России.

Понятно, что процесс разблокировки транспортных коммуникаций тесно связан и с процессом демаркации и делимитации между Ереваном и Баку, который скоро должен начаться. Данный процесс будет проходить не совсем легко, так как в нем есть много проблемных и спорных моментов, но через это нужно будет пройти.

Россия на сегодняшний день не только стабилизировала ситуацию в регионе, но и стала гарантом этой стабильности. С уверенностью можно сказать, что без дальнейшего активного участия Москвы невозможно будет и реализовать процесс разблокировки транспортных коммуникаций в регионе, и процесс демаркации и делимитации.

От Гукасян Арман

Политолог