16 (28) февраля 1880 года родился армянский и советский художник и график Мартирос Сарьян.

«Самое главное в живописи – цвет»

Родина художника – Нахичевань – предместье Ростова-на-Дону. Мальчику из патриархальной семьи, в которой кроме него росло ещё семеро детей, суждено было стать знаменитым живописцем.

Через много лет художник с большой теплотой вспоминал те детские годы: синеву Дона, широкую степь и солнечный свет, который в картинах зрелого мастера будет освещать совсем другие пейзажи.

В истории изобразительного искусства Сарьян остался как колорист и экспериментатор.

«Самое главное в живописи – цвет, сочетание красок, – говорил он. – Если художник не пользуется возможностью свободного и непринужденного владения цветом, то этим он лишает себя самого существенного –  радости».

После окончания общеобразовательной армяно-русской школы Мартирос стал работать в почтовой конторе. В свободное время, сидя за рабочим столом, он перерисовывал картинки из журналов и делал наброски интересных типажей, встречающихся среди посетителей. Его желание стать художником встретило горячую поддержку у старшего брата, и в 1897 году Мартирос Сарьян стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества (совр. МХИ имени В. И. Сурикова). Здесь его учителями стали Валентин Серов и Константин Коровин.

В 1901—1904 годах Сарьян совершил поездку на родину предков – посетил Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Ани и другие исторические места. Эта поездка оставила у него массу впечатлений и весьма плодотворно сказалась на его творчестве.

«Уже вечерело, когда на фоне зеленых гор засиял освещенный последними лучами солнца купол Ахпатского монастыря. Словно сам по себе, без вмешательства человека, вырос он на этом месте. Поразительны были и ритмические линии, и простые формы храма», – писал Сарьян в книге воспоминаний «Из моей жизни».

Наряду с пейзажами в эти годы он работает над темой сказок и преданий. Так появляются «Восточная сказка» (1904), «Сказки долин» (1904). В портрете Африкян реальный образ молодой женщины написан на фоне условно сказочного пейзажа с газелями.

Сплетение реальности и фантастики

В Армении Сарьян нащупывал свой стиль. Под воздействием создаваемых южным солнцем оптических цветовых эффектов стала меняться палитра и образы.

«Всё, что я писал с 1904 года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку я синтезировал это в своём воображении», – вспоминал художник.

В 1904-1907 гг. Сарьян создаёт акварельный цикл «Сказки и сны». В них он изображает фигуры людей и животных на фоне богатства природы и добивается необычной пластики и мелодичности. Листы этого цикла экспонировались в 1907 году в Москве на выставке русских символистов «Голубая роза».

Вскоре акварель в его картинах была полностью вытеснена темперой, а затем и масляными красками, которые лучше сохраняют цветовую яркость и насыщенность. Изменилась и тематика – на смену сказкам и снам постепенно приходят реальные сюжеты из жизни и картины природы. Таковы его «Гиены», «Фруктовая лавочка», «Собаки» и многие другие работы. По мнению специалистов, в этот период на творчество художника оказала воздействие новая французская живопись. Его холсты перекликаются с импрессионистами и постимпрессионистами, особенно с Матиссом.

Памятник М. С. Сарьяну в Ереване

«Знакомство с французами меня ещё более окрылило и убедило в правдивости моего пути и взглядов на жизнь», – писал Сарьян годы спустя.

Незадолго до начала Первой мировой войны Сарьян совершает ряд поездок – в Турцию, Иран, Египет, создаёт огромное количество зарисовок, натюрмортов и этюдов, которые насыщены теплыми красками Востока. Однако после армянских погромов и резни 1915 года в творчестве Сарьяна наступает пауза. Он вновь едет в Эчмиадзин, но на этот раз для того, чтобы помочь своим соотечественникам – беженцам из Анатолии.

«В эти дни страданий я всем сердцем, всем своим существом породнился со своим народом. И не было бы меня как художника, как личности, если бы не выросло во мне это чувство родины».

М. С. Сарьян. Старый Ереван

С душевной болью художнику помогла справиться женитьба на Лусик Агаян, дочери писателя Газароса Агаяна. Он вновь принимается за оформление изданной Валерием Брюсовым «Антологии армянской поэзии», участвует в организации «Союза армянских художников», а после Октябрьской революции с семьей возвращается в Нахичевань-на-Дону. Он хочет ехать в Москву, туда, где, вопреки голоду и разрухе, зарождается новое искусство. Но московским планам помешали реалии гражданской войны.

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армянской ССР А. Мясникяна семья Сарьяна переезжает в Ереван. Помимо государственных заказов – герба Советской Армении и росписи занавеса первого армянского государственного театра он много пишет для себя. Появляются удивительные по колориту пейзажи, портреты, зарисовки. В 1923 – 1925 годах художник создаёт серию графических портретов выдающихся общественных деятелей, писателей и музыкантов Армении.

Трудная лёгкость

Летом 1924 года М. С. Сарьян вместе с Петром Кончаловским командируется в Венецию – на XIV Международную выставку. В ней впервые после Октябрьской революции участвуют художники из СССР. После Италии он полтора года работает во Франции, где пишет свыше тридцати картин, которые экспонируются в Париже в галерее Жерара. К несчастью, большая часть его парижских работ сгорела по пути на родину, во время пожара на судне. О французском периоде творчества художника мы можем судить лишь по фотографиям картин.

В 1930-е годы Мартирос Сарьян большое внимание уделяет иллюстрациям («Армянские народные сказки»), театру (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова, «Давид-бек» Тиграняна, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо), работает над портретами видных политических и культурных деятелей республики. Однако в 1937-м органы НКВД Армянской ССР изымают из музеев и сжигают 11 из 12 написанных им портретов «врагов народа». Сотрудникам музея удалось спасти портрет поэта Егише Чаренца. Несмотря на эту акцию в отношении его работ, сам Сарьян не пострадал. Более того, вскоре его наградили высшими орденами СССР – Трудовым Красным знаменем, «Знаком Почёта», а затем и орденом Ленина. В 1941 году за работу в театре он был удостоен звания лауреата Сталинской премии 2-й степени. Наивысшей государственной наградой стало звание «Герой Социалистического труда», присвоенное ему в 1965 году. М. С. Сарьян неоднократно избирался депутатом Верховных Советов СССР и Армянской ССР.

М. С. Сарьян. Портрет поэта Егише Чаренца

Он никогда не останавливался перед трудностями, возникавшими не перед ним, как перед мастером. «Уметь – это значит учиться, – писал он в мемуарах. – Другого пути для того, чтобы стать настоящим художником, не существует. Так достигается та “трудная легкость”, которая во все времена отличала творчество больших мастеров».

М. С. Сарьян. Три возраста. Автопортрет

Скончался художник 5 мая 1972 года в Ереване. Похоронен в пантеоне парка имени Комитаса. В столице Армении М. С. Сарьяну сооружен памятник и одна из её центральных улиц носит имя знаменитого живописца. В доме-музее Сарьяна в Ереване хранится собрание его работ, личные вещи и мебель. Воссоздана домашняя мастерская художника.