Как скажутся вливания западных инвестиций на отношениях южнокавказских республик с ЕС? Насколько активным в вопросе разрешения текущих разногласий между Азербайджаном и Арменией будет Запад в целом в 2022 году, учитывая текущие разногласия между Москвой и Западом?

Эти и другие вопросы корреспондент пресс-клуба «Джейран медиа» обсудил с политологом из Армении Арманом Гукасяном.

—  В ходе встречи между главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым и Оливером Вархели 4 декабря была достигнута договоренность о том, что ЕС выделит Азербайджану финансовый пакет в размере 2 миллиарда евро в рамках экономического инвестиционного плана. В июле прошлого года Шарль Мишель в ходе визита в Армению пообещал выделить пакет инвестиций в рамках 2.6 миллиарда евро. Как скажутся данные инвестиции на отношениях южнокавказских республик с ЕС, учитывая разногласия Запада с Москвой и как скоро ждать их реализации?

— Как Вы правильно отметили, запланирована такая финансовая поддержка Азербайджану и Армении. С июля 2021 года стало известно, что Армении было выделено 2.6 млрд евро, но пока о реализации каких-то программ неизвестно.

Конфронтация в регионе имеет место быть между Западом и Россией. Вся суть в том, что западные силы пытаются повлиять на то, чтобы выбить Россию из региональных процессов. Этим обусловлена сейчас и конфронтация между Вашингтоном и Москвой. Понятно, что такая же цель есть в регионе Южного Кавказа. Для Армении самое главное, чтобы все это не повлияло на российско-армянские отношения. Стабильность в регионе была достигнута благодаря миротворческим усилиям и посредничеству России. Где был ЕС, страны Запада, когда шла война? Кроме как каких-то заявлений, сделано ничего не было. Россия же действительно добилась того, что война была прекращена, стабильность в регионе наступила. Пусть она и хрупкая, но она сегодня есть. И в этом плане, безусловно, армянская заинтересованность. Заинтересованность Армении должна быть в том, чтобы российское присутствие в регионе не просто было ослаблено, а скорее было усилено.

Что касается возможного времени реализации программы, то пока общественности ничего неизвестно, кроме как обещаний. Реальных поступлений или реализаций программ пока нет.

— 4 февраля Президент Франции Эммануэль Макрон и глава ЕС провели видеоконференцию с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Насколько активной в вопросе разрешение текущих разногласий между Азербайджаном и Арменией будет Франция и Минская группа в целом в 2022 году, учитывая текущие разногласия между Москвой и Западом?

— Я думаю, что любые попытки, направленные на поддержание мира и стабильности в регионе, очень важны, и они должны приветствоваться. Франция как член Минской группы, безусловно, будет еще проявлять инициативы, показывая свою определённую роль. Любые подобные попытки не должны навредить уже имеющимся форматам. Я имею в виду трехстороннее соглашение, трехсторонний рабочий формат между Россией, Азербайджаном и Арменией. Они не должны навредить этому процессу, потому что этот процесс есть, он развивается и показывает определенные результаты, дает свои определенные плоды. Поэтому любые подобные попытки должны дополнять. В 2022 году ожидается, что и Минская группа должна делать определенные шаги в этом направлении. Очень важно, чтобы текущие разногласия, которые есть между Западом и Россией, не сказывались на этом хрупком процессе. Если у Запада есть цель поддержать мир и стабильность в регионе, то они должны действительно помочь, а не навредить. Но пока риторика Запада и выстраивание отношений с Россией говорит о том, что конструктива очень мало.

У Минской группы, безусловно, есть свои функции, которые она должна выполнять.

— 7 февраля Президент Франции Эммануэль Макрон находился с визитом в Москве, где состоялись его переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Каковы основные интересы Франции в разрешении текущей напряженности между Россией и Украиной, с одной стороны, и Россией и США – с другой, учитывая недавнюю договоренность Байдена и Макрона согласовывать свои действия в ответ на действия России на территории Украины?

— Эта ситуация вокруг Украины раздута со стороны США, что вот якобы сейчас Россия нападет на Украину. Во-первых, об этом говорится уже очень длительное время. Во-вторых, такое чувство, как было отмечено со стороны российского руководства, Запад сам планирует какие-то провокации в украинском направлении и поэтому постоянно говорит о так называемой российской агрессии и возможном нападении. И, конечно, в данном случае капризы США не могут реально не вредить ЕС, они уже давно ему вредят. От их санкций против России больше всего пострадал сам Евросоюз и экономика ЕС.

Макрон пытается взять на себя имидж переговорщика, и визит направлен именно на то, чтобы поддержать этот имидж, а также попробовать повлиять каким-то образом на ситуацию. Я не думаю, что ЕС может в корне повлиять на ситуацию, но определенное влияние Макрон может иметь. В корне как-то повлиять не удастся, потому что, как бы ЕС не пытался показывать, что он имеет определенную самостоятельность, мы понимаем, как там выстраиваются отношения с США. США не считаются со своими союзниками, они ведут неконструктивную политику. В ответ на письменные предложения России был проявлен неконструктивизм. И, конечно, дальнейшая эскалация ситуации, дальнейшее напряжение уже находится в зоне ответственности США. Россия свои предложения уже выдвинула, сделала шаг и в ответ получила деструктивный отклик.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель