Об итогах переговоров премьер-министров Армении и Турции, об очередном визите специального представителя ЕС по Южному Кавказу в Армению, а также о роли России и Минской группы ОБСЕ корреспондент «Джейран медиа» побеседовал с председателем исследовательско-аналитической общественной организации «Интеграция и развитие», координатором Евразийского экспертного клуба, политическим аналитиком Арамом Сафаряном.
— 11 марта в Анталье состоялся второй дипломатический форум, на полях которого состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Турции. Улучшатся ли армяно-турецкие отношения в условиях интенсивного диалога между сторонами? Как этот форум поможет налаживанию отношений между Ереваном и Анкарой?
— Я должен начать с того, что армяно-турецкий диалог последнего времени не вырос на пустом месте. Хотелось бы напомнить, что в 2008-2009 годах армянские и турецкие дипломаты при поддержке американской, затем французской и российской сторон вели интенсивный диалог в Швейцарии. В 2010 году они пришли к тому, что нужно подписывать Цюрихские протоколы «Об установлении дипломатических отношений и возобновлений транспортного сообщения без предварительных условий». Я бы хотел особо подчеркнуть последние слова — «без предварительных условий», потому что очень трудные тогда переговоры между дипломатами двух стран говорили о том, что и в Турции, и в Армении есть очень много людей, разных политических и общественных сил, которые настороженно относятся к развитию армяно-турецкого диалога. Поэтому тогда было принято решение о том, что если протоколы «О нормализации отношений и возобновлении транспортного сообщения» будут подписаны и ратифицированы, то это может быть только «без предварительных условий».
Сейчас, на основе тогдашних наработок, идет интенсивный диалог между двумя странами. Задача такая же: нормализовать отношения, установить дипломатические отношения, основать посольства и консульства двух стран, возобновить транспортное сообщение, в частности железную дорогу через город Карс-Гюмри и автомобильную дорогу через поселок Маргара. Это сейчас находится под очень пристальным вниманием армянского общества.
Социологи утверждают, что и сегодня как в Турции, так и в Армении есть очень много общественных сил, которые, опять же, очень настороженно относятся к этому процессу, считая, что это может привести к турецко-азербайджанской экономической, а затем и политической экспансии маленькой Армении.
Я и мои соратники считаем, что параллельно с развитием диалога с Турцией об открытии границ и возобновлении транспортного сообщения нужно очень серьезно подумать о наращивании, углублении и развитии всех наших связей с Россией. С тем, чтобы посредством увеличения роли и влияния России в Южном Кавказе, и, в частности, в нашей стране уравновесить ту ситуацию, которая может быть создана в результате нормализации армяно-турецких отношений.
Я думаю, что власти обязаны отчитаться перед народом, каким образом они видят подробности этой нормализации и каким образом они планируют выстраивать свои отношения с Турцией и Азербайджаном. Только общенациональный консенсус по этим вопросам способен нейтрализовать, минимизировать влияние этих процессов. В противном случае мы можем иметь новые угрозы, новые риски.
—15 марта в Армении состоялась встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна со специальным представителем ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клааром. В ходе встречи Пашинян и Клаар обсудили ситуацию в Нагорном Карабахе, вопросы демаркации и делимитации границ, разблокировку транспортных коммуникаций и т.д. Как, на Ваш взгляд, развиваются текущие отношения стран Южного Кавказа с ЕС?
— Представитель Европейского Союза не оригинален, ведь процессом нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном занимается и Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ и как страна, которая имеет наибольший вес и влияние как над Арменией, так и над Азербайджаном.
Представитель МИД России Мария Захарова буквально накануне говорила, что напряжение по всему периметру армяно-азербайджанской границы и в зоне нагорно-карабахского конфликта ужесточилась. Идет перестрелка, погибают, получают ранения наши люди. Экспертное сообщество в Ереване считает, что в мире достаточно сил, которые хотели бы в это трудное для Российской Федерации время снова взорвать ее подбрюшье на Южном Кавказе, столкнуть Азербайджан и Армению и таким образом свести к минимуму присутствие России и ее миротворческого контингента на Южном Кавказе. Это очень нехороший сценарий, трагичный и пагубный для Армении.
Я думаю, что руководству Армении хватит благоразумия и здравого смысла, чтобы не допустить такого развития событий, когда под влиянием каких-то чужеродных сил ситуация будет нагнетена, условия переговорного процесса будет ухудшены и таким образом усилия России будут сведены к нулю.
Было бы прекрасно, если бы другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ, Франция, ЕС и США активизировали свои усилия с целью недопущения конфронтации и нового столкновения Армении и Азербайджана. Новое столкновение между нашими странами – это трагедия абсолютно для всех без исключения. Нужно способствовать нейтрализации всех этих усилий, свести внимание к возможности укрепления диалога. Реально приступить к делимитации/демаркации границ, насколько бы это не было трудным и долгим процессом. Этот процесс нужно сделать аккуратно, с учетом взаимных интересов и взаимных подходов.
— Можем ли мы в текущих реалиях говорить о продолжении сотрудничества в рамках Минской группы ОБСЕ, учитывая нынешний разрыв в отношениях между Россией и остальными странами-сопредседателями – США и Францией?
— Я считаю, что на протяжении последних 30 лет Минская группа ОБСЕ была той редкой площадкой, где интересы России, Европейского Союза и США были сопряжены и согласованы. Даже в других случаях, когда конфронтация то усиливалась, то ослабевала, в работе Минской группы ОБСЕ чувствовалось возможность выступать созидателем интересов и центром современного мира.
Мы вступили в очень опасное время. Мы надеемся, что конфронтация, которая есть на Украине, должна быть сведена к переговорам и окончена. Тогда для конструктивного Запада наступит понимание того, что Россия имеет право быть одним из многих центров современного мира, имея свое влияние и притяжение для тех стран, которые в этом нуждаются.
Я абсолютно уверен, что когда в России плохо, то в Армении очень плохо, и когда в России хорошо, то армянский народ имеет возможность развиваться, умножаться. Здравый смысл поможет миру снова вернуться к переговорам, возобновить нормальную жизнедеятельность огромной мировой цивилизации на основе уважения, понимания в русском мире.
Хоронить Минскую группу еще очень рано. Нет другой альтернативы для разрешения мира в нагорно-карабахской проблеме, кроме Минской группы. Именно посредством сочетания интересов России, Европы и США, как бы это не было трудно, можно продолжить мирные переговоры по установлению мира и стабильности на Южном Кавказе.
Кому-то хочется, чтобы не было этих усилий. Кому-то очень хочется, чтобы Армения осталась одна без России напротив Турции и Азербайджана, но этого не будет. Мы должны как Армения, как страна, как народ, честно и до конца стоять за старшим союзником Россией.
Мы должны способствовать тому, чтобы военная спецоперация по установлению мира на Украине была завершена с учетом взаимных интересов, а самое главное – победой цивилизаторской миссии восточных славян на постсоветском пространстве, что является основой для всех интеграционных процессов, которые сейчас идут на этом пространстве.