Реакция международного сообщества на события в Белоруссии весьма неоднозначная. С одной стороны, есть мощный западный фронт в лице Евросоюза и США, который, в лучшем случае, осуждает Александра Лукашенко и силы безопасности, а в худшем — угрожает санкциями и требует его отставки. С другой стороны, есть Россия, Китай и Казахстан, поздравившие Батьку с победой и готовые работать с ним еще шесть лет.

А что же думают о ситуации в Белоруссии страны Закавказья? Выгодно ли им сохранение Лукашенко у власти? 

Алиев первый

Судя по реакции Азербайджана, его правительство уже определилось со своим выбором. 10 августа в числе первых стран президент Ильхам Алиев поздравил своего белорусского коллегу с убедительной победой на выборах. Он пожелал ему успехов в работе на благо белорусского народа и развития страны.

Позиция Баку не вызывает удивления. Алиев — тоже политический долгожитель, управляет Азербайджаном уже 17 лет. Лукашенко — 26 лет. Отношения очень близкие. Эта близость диктуется сразу несколькими факторами. Белорусская экономика нуждается в дешевой нефти. На фоне проблем с ценами на российское топливо Баку рассматривается как идеальная альтернатива. Азербайджан наращивает присутствие на белорусском рынке. На днях азербайджанская нефтяная компания SOCAR отправила из грузинского порта Супсы в Беларусь шестой танкер с азербайджанской нефтью объемом 85 тыс. тонн. Остальные пять партий в объеме 335 тысяч тонн Азербайджан поставил в марте-июне через Одессу. По информации Белнефтехима», азербайджанские поставки в 2020 году могут достигнуть до 1 миллиона тонн нефти.

Сотрудничество активно ведется и по линии продажи вооружения. Баку — постоянный и один из главных покупателей белорусского оружия. В 2018 году Азербайджан закупил у Белоруссии реактивные системы залпового огня «Полонез». Сделка стала ответом на передачу Москвой Еревану ОТРК «Искандер». Покупка «Полонезов» необходима Баку, чтобы иметь средства, позволяющие поражать объекты в глубине позиций противника, то есть Армении.

Наряду с лидерами Казахстана, Лукашенко поддерживает позицию Азербайджана по карабахскому конфликту. Батька предлагает решить его на основе принципа суверенитета и территориальной целостности. В 2018 году он предложил Армении отдать пять районов Азербайджану, чтобы последний мог вступить в ЕАЭС и ОДКБ.

— Потом уже откровенно сказал: слушай, как они говорят, оккупировали 7 районов – 5 точно и 2 там по половине. И мы с Путиным заняли консолидированную позицию: Серж, отдай эти 5 районов. Какая причина не вернуть их, они же пустуют. Он говорит: если я возвращаю, они там дорогу перережут, оккупируют Карабах и прочее. И мы с Путиным четко пообещали, что мы введем свои войска, и это не позволим (при азербайджанцах это говорили). Он сказал: нет, мы на это не пойдем, мы этого не хотим, — отмечал президент Белоруссии.

Армения не осталась в стороне

Несмотря на поставки оружия Баку и позицию Лукашенко по Карабаху, премьер-министр Армении Никол Пашинян, как и Ильхам Алиев, на следующий же день после выборов направил поздравительное письмо Лукашенко.

— Поздравляю с переизбранием на пост президента Республики Беларусь. Желаю Вам успехов и новых свершений на посту главы государства. Уверен, что совместными усилиями мы и впредь будем укреплять дружбу между нашими народами и расширять взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций и интеграционных объединений, — отмечается в сообщении Пашиняна.

На первый взгляд, поводов у Пашияна поддерживать Лукашенко не так много, как у Алиева. Во-первых, это совершенно разные политические культуры. Армянский премьер пришел к власти при «бархатной революции», под давлением улицы, которая сейчас стремится выбить трон из-под Лукашенко. Батька пришел к власти путем выборов, он — политик советского образца. Одним словом, полный антипод Пашиняна. Лукашенко считается последним «диктатором» Европы, а на Пашиняна в Брюсселе и Вашингтоне возлагают большие надежды по демократизации Армении.

Обременением для армяно-белорусских отношений служит и почти союзнические отношения Лукашенко с Алиевым. Вышеупомянутые поставки «Полонезов» вызывают жесткую критику в Армении. В 2018 году и.о. премьер-министра Никол Пашинян публично осудил подписание оружейных контрактов Минска и Баку. Они, по его мнению, вредят армянским национальным интересам и нарушают устав ОДКБ, куда входят Белоруссия и Армения.  Пашинян тогда же потребовал у Лукашенко объяснений по поводу передачи последним азербайджанскому послу содержания закрытых переговоров глав ОДКБ.

Позиция Минска по карабахскому конфликту, мягко говоря, нервирует Ереван. И смена власти там никак не сглаживает углы, особенно учитывая, что Пашинян считает Карабах полностью частью Армении. При этом армянский премьер вынужден считаться с тем, что Белоруссия входит в ОДКБ и ЕАЭС. Если Ереван не хочет окончательно растерять союзников, то будет вынужден смириться с той властью, которая есть в Минске сегодня. А на момент написания материала власть в Белоруссии все еще в руках Лукашенко. На настроения Пашиняна могло оказать влияние реакция Москвы и Баку. Оставаться в стороне, когда твой главный союзник и противник уже поставили на Лукашенко, как минимум недальновидно.

Грузинская мечта

Если в Армении, «скрепя сердце», поздравили Лукашенко, то для грузинских властей он — человек из другой планеты. Грузия встала на путь евроинтеграции, стремится в НАТО и проповедует демократические идеалы. Исходя из этой логики Грузия вслед за ее друзьями из Литвы и Польши должна была объявить Лукашенко персоной нон-грата. Однако в Тбилиси решили выбрать «срединный путь» — не осуждать, но и не поддерживать.

Изначально президент Грузии Саломе Зурабишвили, похоже, хотела переждать и дать оценку уже после того, как ситуация в Белоруссии станет более-менее ясной. Однако под давлением оппозиционных политиков в лице представителей «Нацдвижения» и «Европейской Грузии» Романа Гоциридзе (бывший советник Саакашвили по экономике) и Серги Капанадзе (бывший дипломат) выдавила из себя нечто невнятное и нейтральное.

— Мы очень надеемся, что эти процессы завершатся так, что не повредят демократическому и европейскому будущему Беларуси. Мы против всякого насилия. Мы верим, что Беларусь и белорусский народ смогут демократически определить свое будущее, — заявил Зурабишвили.

Что бросается в глаза, так это отсутствие поздравления. Поддерживать человека, которого Европарламент объявил «невъездным» в демократичную Европу грузинские власти не могут себе позволить. В то же время Тбилиси, не требуя отставки белорусского президента, оставляет для Грузии свободу рук на тот случай, если Батька удержит трон. Большой любви к нему грузинские власти не питают, но вынуждены иметь с Минском нормальные отношения. Слабое место Тбилиси — территориальная целостность. 

Белоруссия, несмотря на пожелания Кремля, все еще не признала независимость Южной Осетии и Абхазии. При Саакашвили,с которым у Лукашенко отношения складывались весьма натянуто, Минск стоял в шаге от этого. В 2005-м на встрече с Бушем-младшим Саакашвили называл Белоруссию «последней диктатурой Европы». Грузинский премьер приглашал в Тбилиси белорусского оппозиционера Анатолия Лебедько и хотел свести того с Бушем. Лукашенко на эти выпады ответил жестко. В 2005 году он отправил в Абхазию белорусских депутатов «на экскурсию», а в следующем ввел с Грузией визовый режим. Сейчас отношения Минска и Тбилиси смягчились, Батька в 2018 году посещал с официальным визитом Грузию, однако друзьями и союзниками их назвать язык не поворачивается.

Несмотря на разные политические и геополитические векторы, любая власть в Тбилиси вынуждена считаться с Лукашенко. Грузия отдает властям Белоруссии должно за то, что они не признают независимость Абхазии и Южной Осетии. И за это Батьку благодарил даже самый его ярый антагонист Саакашвили: «Что бы не говорили сейчас – мол, Лукашенко такой и сякой, по отношению к нам он поступил по-мужски». Логика политиков в Тбилиси такая же, как и в Ереване и Баку: «А если он удержится?»

Как видно, ни одной из трех закавказских республик не выгодно рвать отношения с Александром Лукашенко. Ильхам Алиев считает его другом и союзником из-за Карабаха и торговых сделок, Армения входит с Белоруссией в ОДКБ и ЕАЭС, а Грузия боится признания Минском Южной Осетии и Абхазии.

От Гасанов Камран

Старший преподаватель РУДН, кандидат политических наук