15 апреля 1941 года в селении Нижний Оратаг, НКО Азербайджанская ССР родился советский и украинский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Роман Балаян.
Учёба и театр
Отца он потерял в раннем детстве – он пропал без вести на фронте. Воспитанием сына занималась мать – актриса местного театра.
В детстве Роман много дрался. При этом количество обидчиков его не смущало. Что это было? Комплексом «безотцовщины», повышенным чувством справедливости или собственного достоинства? Он и потом, уже во взрослой жизни, часто сожалел о запрете института дуэлей, считая, что их отсутствие унизило людей чести.
В 1959—1961 годах Роман играл в Степанакертском театре, а затем поочередно отучился на режиссёрских факультетах Ереванского театрального института (1964) и Киевского института имени И. Карпенко-Карого (1969).
Полнометражным режиссёрским дебютом Балаяна стал снятый в 1973 году «Эффект Ромашкина», но широкую известность ему принесли снятые в 1982 году «Полёты во сне и наяву» – с Олегом Янковским в главной роли, с Олегом Табаковым и со знаменитой Людмилой Гурченко. «Фильм подвергся резкой критике. Моральный облик главного героя оставлял вопросы. Прокат был ограничен окраинными кинотеатрами, и тем не менее в первый же год фильм посмотрели 6 миллионов зрителей. Высшие художественные сферы сменили гнев на милость через пять лет, и в 1987 году «Полёты» получили Госпремию СССР.
Фото. Александр Абдулов, Роман Балаян, Олег Янковский на киносъёмках
Мой герой – личность неприемлемая
Балаян иногда называет себя режиссером потерянного поколения.
«Мой герой из «Полетов» — личность неприемлемая, многосложная, неуправляемая.
«Чего, — спрашивают, — он у вас выпендривается?» Даже Миша Козаков (ему фильм не понравился) негодовал: «Ромка, а чего он у тебя выкобенивается? Жена любит, любовница есть…».
Роман Гургенович вспоминает, что в то время у советской интеллигенции словно в горле был какой-то ком». Это чувство испытывали многие современники. Когда появились «Полеты», люди говорили: «Это про меня».
Киевская киностудия имени Довженко имела в то время не самую высокую репутацию в глазах верхов. Она считалась несколько провинциальной, и серьезные актеры не очень охотно соглашались здесь сниматься. Однако Балаян умел уговаривать звезд первой величины, недаром ему приписывали гипнотические способности. Иногда льстил, иногда применял методы тонкой дипломатии. Намекая Людмиле Гурченко, что её роль всё же второстепенная, он сказал, что если бы снимал во Франции, то пригласил бы Анук Эме.Актриса ответила: «Все поняла. Буду сидеть в кадре и молчать». А Янковского «купил», предложив ему сыграть своё alter ego.
В 1986 году Балаян представил художественный фильм «Храни меня, мой талисман». Действие картины происходит в Болдино, Балаян смоделировал ситуацию Пушкина и Дантеса в наше время. Этот фильм получил «Золотой Тюльпан» в Стамбуле и «Золотой приз» на фестивале в итальянском Авелино. В фильме снялись такие звезды, как Булат Окуджава, Олег Янковский, Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Александр Збруев, Михаил Козаков.
Известность Роману Балаяну принесли также телеверсии спектаклей Московского театра «Современник» – «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1992), «Анфиса» (1993) и др.
Мастер считает, что все свои картины, включая фильм «Филер» (1987) Балаян снял играючи и к профессии относился легко, даже легкомысленно.
«Хотелось, чтобы интересно было на площадке. Я всех заводил. Если приезжали журналисты — не понимали, что я — режиссер. Не строил из себя командира», – вспоминает Роман Гургенович.
А потом… муза покинула, и над следующими пятью фильмами, включая «Леди Макбет Мценского уезда», он уже «просто работал».
«Что-то сузилось»
Оценивая результаты своей режиссерской и сценарной работы Балаян говорит:
«Я закончил свою кинобиографию в 1987-м. Из двенадцати моих фильмов признаю четыре».
Лучшие фильмы Балаян снял в советскую эпоху. Ни власть, ни идеологию при этом он не любил, однако, вспоминая то время, признаётся, что взаимопроникновение культур пятнадцати республик обостряло и обогащало его фантазии и мысли, что, как кинематографист, вместе с распадом СССР он в культурологическом смысле потерял масштаб.
«Сейчас каждый за себя, что-то сузилось. В жизни, а значит и на экране нет реального героя, страдальца за “правое дело”. Такого, чтобы хотелось ему подражать», – сказал он в одном интервью.
К новым технологиям в кино, в частности к 3D и другим новым возможностям Роман Балаян относится без пиетета. Он не любит кино, к которому нужен попкорн, он сторонник европейской школы, творчества Брессона, Бергмана, Феллини, Антониони, Бертолуччи и других мэтров.
Своим учителем он всегда считал Сергея Параджанова, о котором говорил: «Параджанова я довольно точно назвал «опасно свободным человеком». Опасность его свободы, в первую очередь, была опасна для его окружения. Лично я был молод и опасности не ощущал. Более всего меня покоряли его импровизации и легкомыслие».
В январе 2022 года за значительный вклад в развитие киноискусства и многолетнюю плодотворную деятельность Роман Балаян награждён медалью Мовсеса Хоренаци.
В семейной жизни у Романа Гургеновича – полная гармония. Супруга Наталья – музыкант. Сын Сурен переводчик французского языка, продюсер, бизнесмен. С 1991 года он работает и проживает во Франции с внуком Романа. Дочь Карина тоже переводчик. О секрете своего счастливого брака Балаян говорил: «Супружеская верность – это не вопрос влюбчивости, а вопрос порядочности».