В Армении не утихают страсти вокруг Конституционного суда (КС). Пока общественность следила за процессом избрания новых судей КС и борьбой старых судей за свои права, стало известно, что в ходе очередного заседания экспертной комиссии по конституционным реформам в субботу принято решение в предварительном варианте концепции реформ объединить в одну инстанцию Конституционный и Кассационный суды. Кроме того, любой суд в Армении будет уполномочен принимать решение о конституционности закона в рамках рассматриваемого в его производстве дела.
“Детали модели пока глубоко не обсуждены. Создаваемый суд, наверное, будет именоваться “Верховным”. Пока неточен и порядок формирования данного суда, разделение возможных палат, обязанности по части оценки конституционности международных договоров”,- сообщил на своей странице в Facebook член комиссии, глава общественной организации “Союз информированных граждан” Даниел Иоаннисян.
При этом некоторые члены комиссии проголосовали против данной инициативы, считая, что вместо таких кардинальных шагов необходимо реформировать существующие уже четверть века институты. “Для роспуска важных конституционных институтов и замены их новыми необходимо было представить серьезные аргументы и обоснования, надо было четко представить те проблемы, которые можно решить исключительно путем роспуска действующих институтов, а не посредством реформирования институтов, действующих около 25 лет”,- заметил один из проголосовавших против членов специализированной комиссии, доктор юридических наук, профессор Артур Гамбарян.
А некоторые юристы отмечают, что Верховный суд присущ странам с англосаксонской правовой системой, в то время как в странах с континентальной правовой системой, к которым относится и Армения, действует специализированный орган, занимающийся конституционным правосудием. “Конституция и закон про КС полностью списаны с немецкого права, но создаем Верховный суд по американской модели”, – написал на своей странице в Facebook работающий в Германии эксперт по конституционному праву, доктор юридических наук Гор Ованнисян.
Следует отметить, что во время конфликта действующих властей с Конституционным судом и его председателем Грайром Товмасяном, когда премьер-министр Никол Пашинян и его политическая сила пытались избавиться от действующего состава КС, некоторые эксперты отмечали, что вопрос можно решить с помощью создания Верховного суда путем конституционной реформы. И это позволит избежать нарушения действующей Конституции и критики со стороны европейских структур. Однако власти выбрали другой путь – сначала попытались решить вопрос с помощью конституционного референдума (решение о его проведении было принято с нарушением конституционных норм), а затем, когда из-за пандемии коронавируса проведение референдума стало проблематичным, власти решили ограничиться голосованием в парламенте. А чтобы избежать негативной реакции европейских структур, решили вместо отставки семи судей КС ограничиться отставкой лишь трех.
И вновь процесс был проведен с нарушением конституционных норм. При этом депутаты от правящего “Моего шага” не только не прислушались к рекомендациям Венецианской комиссии, но даже внесли свой законопроект о поправках в Конституцию (лишь так можно было отправить в отставку трех судей КС) в повестку работы парламента, не дожидаясь публикации заключения комиссии.
С учетом негативной реакции на данный Шаг со стороны Венецианской комиссии и Совета Европы, а также намерения уволенных судей опротестовать в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) свою отставку (а шансы на победу у них немаленькие), нынешнее решение о создании Верховного суда выглядит немного странным. Ведь если планируется в ближайший год-два провести конституционный референдум и кардинально изменить судебную систему республики, тогда непонятна была такая спешка с отставкой судей нынешнего КС и проблемы из-за этого. И становится очевидным, что цель властей не реформирование КС и повышение качества его работы, создание реального независимого суда, а желание иметь подконтрольный себе КС, дабы избежать нежелательных решений по важным делам, связанных с политикой, например, по делу экс-президента Роберта Кочаряна.
При этом во властной команде возникли проблемы с кандидатами в КС. Так, правительство по своей квоте выдвинуло кандидатуру доктора юридических наук, профессора Ваграма Аветисяна. Однако ряд правозащитников и люди, арестованные во время мартовских событий 2008 года, обратились к правительству с призывом отозвать кандидатуру Аветисяна. Поводом для их претензий явились не профессиональные или личные качества самого Ваграма Аветисяна, а тот факт, что его отец – Давид Аветисян, занимал в 2008 году должность председателя уголовной палаты Кассационного суда и несет ответственность за уголовное преследование оппозиционеров.
И хотя пресс-секретарь премьер-министра Мане Геворкян заявила журналистам, что вопрос отзыва кандидатуры Ваграма Аветисяна не обсуждается, однако всего через несколько дней Аветисян сообщил, что отзывает свою кандидатуру. “Из встречи с депутатами фракции «Мой шаг» и дальнейших дискуссий мне стало очевидно, что подходы и представления некоторых депутатов о роли Конституционного суда, деполитизации и независимости судьи Конституционного суда не соответствуют моим подходам и представлениям, а в некоторых случаях также неприемлемы для меня. Поэтому в такой ситуации я считаю нереальным получение 80 голосов в Национальном Собрании, а свое участие в дальнейшем процессе избрания судьей Конституционного Суда нецелесообразным”, – прокомментировал он в Facebook свое решение.
При этом надо заметить, что у некоторых депутатов от правящего “Моего шага” есть претензии и к двум другим кандидатам в судьи КС: председателю Кассационного суда Ерванду Хундкаряну, выдвинутого Общим собранием судей, и доктору юридических наук, профессор Артуру Вагаршяну, которого во второй уже раз выдвинул президент Армен Саркисян. С учетом этого, избрание новых судей может стать проблематичным. А ведь после прекращения полномочий трех судей, в КС возник реальный конституционный кризис: КС не смог провести несколько заседаний из-за отсутствия кворума.
На этом фоне оппозиционная парламентская фракция “Просвещённая Армения” вновь резко изменила свою позицию и решила поддержать обращение в Конституционный суд своих коллег из “Процветающей Армении” с целью оспорить действия правящего большинства по изменению Конституции для прекращения полномочий трех судей КС. Примечательно, что в июне они отказались поддержать обращение “Процветающей Армении” в КС по этому же вопросу. А ведь тогда вопрос рассматривал бы старый состав КС и мог сразу пресечь нарушение конституционных норм. Сейчас неясно, когда КС рассмотрит данное обращение, и самое главное – как будут избраны новые судьи КС, и будут ли они объективно рассматривать данное дело. Ведь голосуя за признание антиконституционными поправок в Конституцию, которыми были прекращены полномочия трех судей КС, они фактически будут голосовать за прекращение своих собственных полномочий в качестве судей КС.