Туристический сектор Грузии считается одним из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса, поэтому занятые этой сферой деятельности граждане пытаются максимально использовать сравнительно спокойный с точки зрения эпидситуации летний сезон и «выжать» из него максимально возможные в нынешних условиях доходы.
Попыткам населения исправить свое пошатнувшееся материальное положение, по мере возможности, способствует и правительство: отсрочкой уплаты процентов по банковским кредитам, предложением новых льготных кредитов с финансированием части процентов, активной пропагандой внутреннего туризма, организацией отдыха сотрудников госучреждений на местных курортах…
Страницы госслужащих и членов правительства в соцсетях в летний сезон запестрели фотографиями с горных или черноморских курортов Грузии. Откликнулись на призыв властей поддержать местный внутренний туризм, и рядовые граждане Грузии. В отсутствие возможности выехать на время отпуска за пределы страны (а летом значительная часть населения отдыхала на курортах Турции или Египта, которые предлагали сервис «все включено» по доступным для доходов граждан Грузии ценам) они устремились в Батуми, Кобулети, Уреки, Шекветили, Саирме, Гудаури, Пасанаури… На море или в горы.
И… были «приятно удивлены». Оказалось, что здесь можно вдохнуть свежий и относительно чистый, в отличие от запыленного и загрязненного выхлопными газами Тбилиси, воздух полной грудью, без закрывающей рот и нос маски. Причем, не только на улицах или в собственном гостиничном номере, где носить защитные маски вовсе не обязательно. Но и в общественном транспорте, большинстве закрытых помещений. Как выяснили отягощенные потоком негативной информации об эпидситуации в стране и мире столичные жители, на курортах Грузии «в коронавирус не верят», а те, кто признает наличие такого вируса, считают его «обычной инфекцией», которой «болели и будут болеть всегда», но никогда прежде никто защищаться от такой «инфекции» масками не заставлял.
В микроавтобусе, направлявшемся из Тбилиси в Батуми, и водитель, и пассажиры сняли «средства индивидуальной защиты» сразу же по выезде из столицы. Впрочем, в пути их на ношение масок в транспорте никто и не проверял. По дороге к месту назначения микроавтобус останавливался дважды, чтобы пассажиры могли воспользоваться туалетом или перекусить. В Сурами, где обычно делают остановку почти все направляющиеся на черноморские курорты Грузии автомобили, мы не заметили работников в масках ни в пекарне, где пекли и продавали известные на всю страну «назуки» (сладкий хлеб), ни в местном кафе. Впрочем, здесь никто «симптомов коронавируса» и не проявлял.
Первая остановка – Кобулети. Здесь почти все так же, как и год назад. За небольшим исключением. Закрыт целый ряд туристических фирм и агентств: некого обслуживать. Услугами этих фирм в основном пользовались иностранные туристы, чтобы осмотреть местные достопримечательности и узнать у гидов историю этого уголка. Иностранных туристов сегодня в Кобулети «почти нет», если не считать нескольких автомобилей с армянскими и российскими номерами, которые встретились нам в этом курортном городке. Владелец одного из таких автомобилей (с армянскими номерами) рассказал нам, что работает в Кобулети, имеет здесь гостиницу, а приехал сюда еще до начала пандемии. У хозяина автомобиля с российскими номерами оказалось официальное двойное гражданство. Он уроженец Грузии, живет и работает в России, а в период пандемии вместе с семьей решил отдохнуть на грузинском черноморском курорте. После пересечения границы Грузии прошел обязательный двухнедельный карантин, а затем остановился в одной из семейных гостиниц в Кобулети.
Основная масса отдыхающих на черноморских курортах Грузии сегодня – это граждане самой Грузии. А они, как в беседе с нами заявил владелец одной из семейных гостиниц, составляли примерно 20% всех постояльцев, которых местные жители принимали в летне-осенний сезон.
«До пандемии, в прошлом году, ежедневно мы встречали 2 поезда из Еревана, это примерно 40 вагонов. Плюс двухэтажные автобусы оттуда же. Приезжали на Черное море и граждане Азербайджана, правда, не в таком количестве, как из Армении. Около 30-35% всех отдыхающих, грубо говоря, составляли граждане России. Я говорю, исходя из данных моей гостиницы. Даже в прошлом году, несмотря на прекращение авиасообщения между Тбилиси и Москвой после известных событий 20-21 июня (так называемой «ночи Гаврилова»), российские туристы к нам приезжали. Несмотря на запреты, приезжали через Казбеги-Ларс или транзитными авиарейсами. А сейчас мы работаем с 20% нагрузкой, за счет отдыхающих из Тбилиси и других городов Грузии», — рассказал нам Т.Н., владелец семейной гостиницы в Кобулети.
В коронавирус наш собеседник не верит и считает, что это «выдумали сильные мира сего», чтобы «сократить население планеты» и «сделать на этом большие деньги». Сокращение собственных доходов его особенно тревожит еще и потому, что в прошлом году он взял банковский кредит с целью расширения бизнеса, начал и почти довел до конца строительство новых комнат своей гостиницы, обустроил их… А кредит остался, и выплачивать его нужно.
Следующим пунктом нашего короткого путешествия стал Батуми – крупный портовый город Грузии и приморский курорт. Портовая инфраструктура, перевозки нефти и газа обусловили и относительно тяжелый и насыщенный испарениями нефтепродуктов воздух в той части города, которая вплотную прилегает к порту. Здесь работа не прекращалась даже в период всеобщего карантина, который продолжался в Грузии с 21 марта по 22 мая.
Туристическая часть города претерпела определенные изменения. Здесь, как и в Кобулети, закрылось большинство туристических агентств. Прекратила работу часть гостиниц и объектов общественного питания. В основном из-за отсутствия посетителей. В крупных гостиницах обычно останавливались иностранные туристы, которых в этом году в Батуми почти нет. А граждане Грузии всегда предпочитали отдыхать «бюджетно», в частном секторе, в семейных гостиницах и гостевых домах.
На сокращение потока отдыхающих жители Батуми жаловались еще в прошлом году, когда после «ночи Гаврилова» Россия приняла решение о прекращении прямого авиасообщения (события 20-21 июня, акции протеста оппозиции, поводом для которых был избран визит в Тбилиси депутата Госдумы России Сергея Гаврилова). В тот период местные предприниматели говорили о 50% сокращении турпотока. Сегодня считают, что турпоток, а соответственно, и доходы от него уменьшились на 70-80%.
В коронавирус не особо верят и в Батуми и установленные минздравом правила соблюдают лишь в крупных объектах общепита, банках и торговых центрах: проверяют температуру у посетителей, требуют ношения масок. Водители общественного транспорта защитные маски носят на подбородке, оставляя открытыми области носа и рта. Примерно так же, чисто формально, используют эти средства индивидуальной защиты работники большинства кафе, ресторанов и небольших магазинов. Соответственно относятся к этим средствам и «вздохнувшие» от тбилисских запретов и ограничений отдыхающие.
Подобное отношение «дало о себе знать»: 15 августа заместитель директора Национального центра по контролю заболеваний и общественному здравоохранению Грузии Паата Имнадзе сообщил, что в Кобулети выявлен один случай коронавируса. Факт инфицирования был лабораторно подтвержден у женщины, которая приехала сюда из Тбилиси и работала в кафе-бунгало «Гавана». В результате проверки контактов пациентки были выявлены еще несколько инфицированных коронавирусом среди работников и посетителей этого объекта. Несколько десятков человек были помещены в карантин или переведены на режим самоизоляции. Но город с учетом летнего сезона закрывать на карантин не стали. А с 20 августа на бульваре в Кобулети и Батуми открылись центры бесплатного тестирования на коронавирус. Одна палатка установлена в Кобулети и две – в Батуми. По информации министра здравоохранения Аджарской автономной республики Нино Нижарадзе, провериться методом ПЦР-тестирования могут все желающие в период с 17:00 до 22:00 часов. При наличии большого потока желающих министр пообещала увеличить часы работы пунктов тестирования. За три дня массовой добровольной проверки было сделано несколько тысяч тестов, но выявлен лишь один случай инфицирования, связанный с так называемым «кобулетским кластером».
Случаи коронавируса в кобулетском кафе «Гавана» особого влияния на отношение к вирусу местного населения не оказали, но подействовали на планы отдыхающих. Хозяйка семейной гостиницы М.Ж. рассказала нам, что после этой информации ее постояльцы спешно собрались и уехали в Тбилиси. А владелец еще одной гостиницы, М.Г. пожаловался, что его постоянные клиенты, тоже из столицы Грузии, позвонили и отменили ранее запланированный визит.
Ситуация в Грузии с точки зрения распространения коронавируса считается одной из самых «стабильных и благонадежных», благодаря чему Евросоюз внес ее в список стран так называемой «зеленой зоны». Правда, открывать авиасообщение с Грузией большинство стран ЕС не спешит. С начала августа регулярные авиарейсы возобновились лишь с Германией, Францией и прибалтийскими республиками. В Тбилиси появились и прибывающие этими рейсами первые иностранные туристы. Но особого оживления в сферу туризма единичные гости не внесли. По-прежнему жалуются на отсутствие работы гиды, которые встречают каждый рейс чуть ли не в аэропорту и стремятся по-честному распределить между собой иностранных туристов. Простаивают фирмы по прокату автомобилей, услугами которых в основном пользовались зарубежные визитеры. А «нагрузку» гостиниц можно оценить по редким окнам, в которых в вечерние часы зажигается свет.