Пресс-клуб «Джейран Медиа» в беседе со старшим научным сотрудником сектора кавказских исследований Российского Института стратегических Исследований Константином Тасицем попытался выяснить основные итоги встречи Трехсторонней рабочей группы в Москве, выявить основные цели, преследуемые Западом и Брюсселем в отношении региона, а также более подробно узнать о тех возможностях и инициативах, которые имеются у «объединенной» Европы по перехвату инициативы у Москвы.

— 3 июня 2022 года в Москве состоялось 10-е заседание трёхсторонней Рабочей группы. Каковы основные итоги данной встречи? О чем стороны сумели договориться, а что еще следует согласовать?

— В рамках Трехсторонней рабочей группы стороны договорились, что в качестве правовой основы будут использоваться соглашения, регулирующие транспортную сферу, которые были подписаны в рамках СНГ, а также о том, что коммуникации будут проходить по маршрутам, действовавшим в советское время. Удалось согласовать маршрут железной дороги Ерасх–Садарак–Джульфа–Ордубад–Мегри–Горадиз. Есть согласие по поводу строительства автодороги, однако рассматриваются разные варианты маршрутов. Также требует уточнения правового регулирования вопросы, то есть пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также безопасного следования граждан, транспортных средств и грузов.

—  Трехсторонняя рабочая группа была создана на основе заявления лидеров Армении, России и Азербайджана в январе 2021 года В последний раз встреча рабочей группы состоялась в декабре 2021 года. Как Вы можете оценить ее работу, какие наблюдаются трудности и каких успехов удалось ей достичь?

— Работа Трехсторонней рабочей группы проходит достаточно интенсивно. С января 2021 г. прошло уже 10 заседаний. Помимо встреч на уровне вице-премьеров происходит большая работа на экспертном уровне, которая не отражается в СМИ. Специалисты Минтранса РФ, РЖД и Росавтодора выезжают на местность, проводят необходимый анализ. Значительную часть вопросов удалось согласовать. Намечены маршруты будущих коммуникаций, составлены сметы для строительства. Остающиеся противоречия можно разрешить на основе компромисса, чтобы открытие транспортных связей было выгодно и армянской, и азербайджанской стороне.

— В последнее время в информационном плане ЕС подает себя как единственного спонсора мирного процесса. В итоговом заявлении Мишеля по итогам встречи в Брюсселе ни разу не упоминается Россия и ее посредническая роль. На что, по Вашему мнению, направлена такая риторика и какой дискурс пытается сформировать тем самым Европейский Союз?  

— Как сказала официальный представитель МИД России Мария Захарова, Евросоюз присваивает себе договорённости, которые были достигнуты в других форматах, в частности в Трехсторонней рабочей группе и на уровне сопредседателей Минской группы. После 44-дневной войны Брюссель стремится усилить свою роль на Южном Кавказе, поскольку во время конфликта европейцы никаким образом себя не проявили. России удалось остановить боевые действия и совместно с Арменией и Азербайджаном выработать основные направления мирного урегулирования.

— Каким образом Евросоюз будет содействовать работе пограничных комиссий, если процесс делимитации и демаркации невозможен без участия российских военных, поскольку обеспечение безопасности Армении осуществляется вооруженными силами России?

— Евросоюз заявляет о готовности оказывать экспертную помощь, а также техническое содействие. Это может быть выделение средств для оборудования пунктов пропуска, решения трансграничных экологических проблем, поддержка местных приграничных администраций. В частности, европейские дипломаты говорили, что будут предоставлять Армении и Азербайджану спутниковые снимки приграничных местностей. У Брюсселя есть опыт содействия при делимитации границы между Белоруссией и прибалтийскими республиками, а также между Молдавией и Украиной. ЕС также выделял финансирование на модернизацию пунктов пропуска на армяно-грузинской границы. 

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель