Надо отметить, что за последние годы в развитии товарооборота между Россией и Азербайджаном наблюдалась позитивная динамика. Товарооборот рос, превысив по итогам 2018 года 2,5 млрд. долларов, что почти на 20 процентов превышало соответствующий показатель предыдущего года. По итогам же 2019 года товарооборот между странами достиг 3,02 млрд. долларов, что в свою очередь означало превышение показателей 2018 года на 18,5 процентов.
Экономические проблемы 2020 года, в том числе карантинные меры, безусловно внесли существенные коррективы в динамику и структуру взаимной торговли между нашими странами. В результате мы можем констатировать, что по итогам первых 7 месяцев текущего года товарооборот между Азербайджаном и РФ составил чуть более полутора млрд. долларов, что означает снижение почти на 6 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Надо отметить, что за данный период на долю России пришлось всего чуть более 10 процентов внешнеторгового оборота Азербайджана и это при том, что нефтяной экспорт Азербайджана, составляющий основу общего национального экспорта резко снизился с начала текущего года. В целом, на долю России приходится менее 5 процентов азербайджанского экспорта, в структуре же импорта доля России составляет свыше 18 процентов.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что даже наблюдавшаяся в целом позитивная динамика прошлых лет не может отражать весь потенциал экономического сотрудничества между государствами.
Уместно отметить, что даже по импорту российской продукции в Азербайджан, несмотря на вроде бы более существенные показатели имеется значительный потенциал для прироста.
В целом, даже по традиционным отраслям экономического сотрудничества имеются потенциальные точки роста, если учесть географический фактор, традиции, определенные структурные схожести национальных экономик, вместе с тем взаимную дополняемость по целому ряду отраслей и многие другие системообразующие факторы. Поэтому, думаю, не случайно официальные представители правительств наших стран неоднократно говорили о возможностях значительного прироста взаимного товарооборота.
Следует отметить, что за последние годы в обоих государствах развитие ненефтяного и в целом несырьевых секторов взято в качестве приоритета. С точки зрения налаживания взаимной торговли, совместных инвестиционных проектов и программ также прослеживается линия на развитие сотрудничества в первую очередь в несырьевой сфере.
Так, реализуются проекты программного характера в области транспорта, сельского хозяйства, автомобилестроения, фармацевтической промышленности и т.д. Считаю, что реализация данных проектов может привести к определенному дальнейшему наращиванию объемов взаимной торговли между нашими странами. Однако учитывая новые реалии развития мировой экономики, основанные на приоритете новых с технологической точки зрения направлений роста, а также имея в виду инвестиционный потенциал наших стран, структуру и природу современного экономического роста в мире, наши экономики и наша взаимная торговля может расти в более опережающем формате, демонстрируя более высокую динамику.
Для достижения опережающего взрывного прироста наших национальных экономик и взаимной торговли между нашими странами, несомненно необходима разработка и внедрение комплексного подхода, который предусматривает реализацию соответствующей политики управления экономическим развитием по всем ключевым компонентам – это и денежно-кредитная, и налогово-бюджетная, и научно-техническая, и промышленная политика, а также политика внешней торговли. При этом, крайне важна синхронизация и согласованность деятельности в данных направлениях. Опора на прирост инвестиций, на инновационную составляющую, расставление четких приоритетов с точки зрения выявления основных точек роста должна стать фундаментом для стимулирования возможностей экономического роста и доведения прироста ВВП наших стран до 7-10 процентов в год и ежегодному увеличению объемов взаимной торговли между нашими государствами до 50 процентов с доведением показателя товарооборота до свыше 10 млрд. долларов в год в среднесрочной перспективе. Это вполне реальные цифры, которые должны стать целевыми ориентирами для экономических блоков национальных правительств и иных структур, ответственных за экономическое развитие.