Чуть больше двух месяцев остаётся до одного из самых главных международных событий. 3 ноября кандидат от демократов Джозеф Байден в «смертельной битве» схлестнётся с главным врагом американского «мейнстрима» Дональдом Трампом. От исхода выборов президента США будет зависеть судьба миллионов людей на Земле. По крайней мере, одна шестая человечества при демократе сможет чувствовать себя чуть спокойнее. Ибо Байден считает бредом «торговую войну» Трампа против КНР, которая, по его мнению, не приносит пользу ни Пекину, ни Вашингтону. Триумфу Байдена, который по опросам опережает своего соперника на пару процентов, порадовались бы и в Исламской Республике Иран. Ведь «ядерную сделку» с Тегераном заключили демократы, а республиканец Трамп ее разорвал.

А что ждать от Байдена странам Южного Кавказа? Для Азербайджана и Армении главное значение приобретёт позиция нового хозяина «Овального кабинета» по Карабаху, а для Грузии решающими будут его взаимоотношения с Россией.

Начнём с Грузии. На первый взгляд, Байден — кандидатура, которая полностью устаивает любое грузинское руководство. Тбилиси ни при какой власти не смирится с потерей Абхазии и Южной Осетии. Вашингтон считает отделение двух регионов от Грузии «российской оккупацией». Байден – не исключение. Дальше – больше.

Бывший вице-президент будет делать все возможное, чтобы «наказать» Россию. Последняя, по его словам, должна «расплатиться за нарушение международных норм».

«Мы должны быть готовы предпринять эти шаги. Мы должны усилить альянс морским и воздушным компонентом на Востоке. Более того, партнерам НАТО, таким как Грузия и Украина, мы должны максимально помочь, чтобы они стали более боеспособными перед российским влиянием. Меня возмущает влияние России не только в Восточной Европе, но и в США. Это реальность, которая может создать нам большие угрозы, особенно сегодня, когда легка демагогия в поисках чьей-то вины», — заявляет Байден.

Любопытно, что общая антироссийская платформа может сыграть как на пользу, так и против правительства Георгия Гахарии. Союз с Байденом расширяет возможности получить больше летального оружия и денег, но в то же время может создать риски правлению партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия». Известно, что Байден был куратором Майдана на Украине. Нынешний режим в Тбилиси нельзя назвать пророссийским. Однако для усиления давления на Кремль новая администрация в Белом доме может поддержать оппозицию и привести к власти радикально настроенные к России силы вроде «Единого национального движения», созданного Михаилом Саакашвили. Выборы в парламент Грузии пройдут как раз накануне президентских выборов в США — 31 октября.

От победы Байдена могут выиграть силы, получающие доступ к американской кормушке. Однако в целом государство Грузия потерпит убытки от конфронтационный курса Байдена против России. Возвращение Южной Осетии и Абхазии и так кажется туманным, но «игра мускулами» США в восточном Черноморье и активизация интеграции Тбилиси в НАТО и ЕС может поставить крест на планах по восстановлению территориальной целостности Грузии.

Последствия победы Байдена для Армении и Азербайджана менее предсказуемые. Открытую симпатию какой-либо из сторон в карабахском конфликте 77-летний политик не высказывал. Да и не может. Ведь США — один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, наравне с Россией и Францией. А эти страны должны быть максимально нейтральны. Байден, так же как и его предшественники, выступает за мирное урегулирование конфликта.

В то же время есть несколько нюансов, позволяющих делать выводы о «проармянском настрое» демократа. Известно, что Байден тесно работал с армянским лобби США. В 1995-2007 годах он входил в Группу по армянским делам Конгресса США. Экс-сенатор, в частности, поддержал Поправку 907 к «Акту в поддержку свободы». Она запрещала предоставление помощи Баку, «до тех пор, пока Президент не определит и не доложит Конгрессу о том, что правительство Азербайджана предпринимает демонстративные шаги по прекращению всех блокад и прочего наступательного использования силы против Армении и Нагорного Карабаха». Байден голосовал за выделение финансовой помощи Армении.

Недобрым сигналом для Азербайджана можно считать воинственный настрой Байдена по отношению к союзнику Баку – Анкаре. Кандидат в президенты США в апреле сего года пообещал признать массовое истребление армян в Османской империи геноцидом, если возглавит Белый дом. Трамп и его предшественники предпочитали сторониться категоричности в вопросе, вызывающем нервную реакцию в Анкаре. Все главы государств подбирали максимально мягкие формулировки для описания событий 1915 года.

Кандидат от демократов уже успел испортить отношения с правящей партией Турции. В недавно опубликованном интервью он обозвал Реджепа Тайипа Эрдогана «самодержцем», раскритиковал его политику в отношении курдов и пообещал поддержать турецкую оппозицию. Байден будет стараться, чтобы противники Эрдогана пришли к власти, но не через госпереворот, а путём выборов. Кстати говоря, в Турции не исключены внеочередные парламентские и президентские выборы. Пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калын на выпад ответил максимально жестко. Анализ ситуации в Турции Байдена основан «на чистом невежестве, высокомерии и лицемерии», сказал он, угрожающе добавив: «Дни, когда вы отдавали Турции приказы, минули. Но если вы все еще думаете, что можете попробовать, будьте нашим гостем. Вы заплатите за это».

Антитурецкий подход к внешней политике у Байдена не на руку азербайджанскому президенту Ильхаму Алиеву. Ведь Эрдоган — ближайший союзник Алиева. Турция поставляет Азербайджану оружие, служит пунктом транзита каспийской нефти и газа в Европу и полностью выступает на стороне Баку в карабахском конфликте. Ослабление Турции под нажимом США будет автоматически означать ослабление Азербайджана. Угрозу Баку может создать и более напористая политика Вашингтона по смене элит на постсоветском пространстве. Байден имеет опыт работы по свержению режима в Украине. При его администрации произошли события «Арабской весны». Не исключено, что демократ попытается повторить майданный сценарий в Минске и Баку. Тем более, базовое условие для таких цветных революций и там, и там выполнено. Николу Пашиняну Майдан не страшен, ибо он сам пришёл к власти на гребне бархатной революции. На пользу Еревана могут пойти и его связи с фондами Сороса, который во внутриполитической грызне в США стоит на стороне глобалистов и демократов, а не антисистемщика Трампа.

Несмотря на антиэрдогановские взгляды Байдена, еще не факт, что Армении удастся обратить их в свою пользу в противостоянии Азербайджану. Все-таки влияние России в Армении велико. Еще будучи вице-президентом, американец, по признанию министра обороны Армении Вигена Саргсяна, выражал свое понимание суверенному выбору Еревана вступить в Евразийский экономический союз. Правительство Пашиняна прекрасно понимает, что любые заигрывания с Западом будут негативно восприняты в Кремле и могут привести к укреплению дружбы России с ее стратегическим партнером Азербайджаном. Поэтому вполне возможно, что смена власти в США не существенно скажется на закавказской политике Вашингтона, которая в течение многих лет характеризовалась сбалансированностью.

При всем уважении к турецко-азербайджанскому альянсу, заигрыванию Пашиняна с Западом и тесным контактам США с Грузией, Россия все еще остается доминирующей силой в Закавказье. Армения — член ОДКБ и ЕАЭС. Азербайджан входит в СНГ и имеет тесные экономические контакты с Россией. В Баку многие считают, что ключи решения карабахской проблемы лежат в Кремле. А Грузия, пускай и враждебная, не может рассчитывать на возвращение своих территорий без согласия на то Путина.

При Байдене США могут попытаться поставить под сомнение лидерство Кремля, привести к власти еще более антироссийский режим в Тбилиси и подтолкнуть Баку к цветной революции. При президенте-демократе Москве нужно будет проявить особую бдительность. Возможно, объединение с эрдогановской Турцией на антибайденовской основе, которая тоже окажется под большим прессом, может помочь Москве сохранить прочные позиции в регионе.  

Конечно, говорить о победе Байдена еще рано. В 2016 году Трамп тоже отставал в опросах от Хиллари Клинтон. Но как гласит латинская пословица, «хочешь мира — готовься к войне».

От Гасанов Камран

Старший преподаватель РУДН, кандидат политических наук