Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем последнем выступлении на заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2018 году и предстоящим задачам на 2019 год,  анонсировал крупные социально-экономические и политико-структурные изменения в стране.

 «Сейчас ожидаются и структурные преобразования. Потому что нынешняя система управления устарела. Должна быть новая система управления – более гибкая, более компактная, более целесообразная. На протяжении многих лет создаются новые структуры. Их создание не сильно ощущается. Одна создается здесь, другая – там, то служба, то агентство. А потом мы видим, что наша система управления значительно раздута. А сейчас в мире идет обратный процесс – системы управления более компактны, более гибки, более целесообразны для того, чтобы с меньшим количеством работников выполнять больший объем задач. А у нас система управления раздувается. Этому должен быть положен конец. Поэтому должны проводиться структурные и кадровые реформы. В каждой сфере каждый руководитель должен работать с максимальной эффективностью», — подчеркнул Ильхам Алиев.

Данное заявление президента Азербайджана вызвало большой резонанс в обществе, а также и среди экспертного сообщества. Комментируя Пресс-клубу «Содружество» выступление президента Азербайджана, политолог Тофиг Аббасов сказал, что глава государства намерен провести оптимизацию в структуре правительства.

«В целом оптимизация управленческого процесса приводит к более рациональному использованию ресурсной базы. Это нормальная, здоровая практика любого государства. В купе это и есть реформы, которые должны поменять социально-экономическую жизнь страны» –  сказал он.

По его словам, подобные изменения не происходят наобум, а над этим всегда работает группа специалистов, которые анализируют работу прошлого и выдвигают новые идеи о том, как все может измениться в будущем.

«Поэтому изменения в той или иной сфере означают, что правительство решило пересмотреть свое видение и ставит перед собой новые задачи для того, чтобы достичь лучших результатов», – отметил политолог.

Аббасов, говоря об экономике страны, добавил, что в 2019 году должна решиться судьба ненефтяной экономики в Азербайджане.

«Руководство страны определило себе цели, чтобы именно в этом году намерено добиться коренного перелома в экономической жизни усилением реальной экономики. Сейчас многие энергодобывающие страны постепенно перестраивают модель своей экономики, а если сказать другими словами диверсифицируют свою экономику». – подчеркнул эксперт.

По его мнению, сейчас пока руководство страны дает упор на развитие сферы услуг и туризма.

«Поставлена цель увеличения доли ненефтяного сектора в ВВП страны. Поэтому я думаю, что руководство страны будет усилять в стране средний и малый бизнес. Сейчас эпоха высоких технологий, и Азербайджан не может стоять в стороне от этого развития. Роль информационных технологий, цифровизации экономики все больше и больше занимает важное место в жизни тех или иных стран, и мы не можем стоять в стороне от этих новых тенденций. И поэтому правительство и деловая элита страны взаимодействуют между собой для того, чтобы реформы дали более существенные результаты», – отметил он.

В свою очередь, политолог Ильгар Велизаде сказал, что любое общество – это живой организм  и время от времени в нем меняются общественные приоритеты.

«По мере развития общества, какие-то старые институты умирают, а на их месте зарождаются новые. Это закономерный процесс. Если этих изменений не будет, то возникает кризис, это проверенная практика. Азербайджанское общество уже созрело, и оно не может функционировать лекалами начала 90-х или нулевых годов», – сказал он.

Эксперт считает, что сегодня меняется система общественных отношений и функции государственных органов должны соответствовать этим отношениям.

«С развитием проекта электронного правительства отпадает необходимость в существовании раздутого государственного штата чиновников. Поэтому оптимизация процесса управления превращается в необходимость. Промежуточные звенья должны быть упразднены, и граждане должны иметь прямой контакт с государственным аппаратом. Например, Asan Xidmet был создан именно для этого, который удачно убрал посредников между обществом и государством», – добавил он.

По словам Велизаде, то, что одни госагенства и госструктуры упраздняются, а другие создаются, говорит о том, что правительство исходит из конкретных своих целей.

«В частности, поставлена цель оптимизация затрат на содержания бюрократического аппарата и повышения его эффективности. Конечно, это не означает, что нынешние нововедения являются окончательными, поскольку все будет зависеть от того, насколько эти изменения будут эффективными. Если та или иная структура не будет эффективной, ее закроют. Потому что правительству нужны  динамичные, а не пассивные госструктуры. Здесь надо отметить, что нужно привлекать к работе еще и молодое поколение, которое иначе смотрит на вещи, которое имеет больше энтузиазма, запала и инициативности в работе госорганов»,  – подчеркнул он.

Политолог считает, что в стране настал момент, когда к решению тех или иных задач нужен креативный подход, а не ждать команды сверху.

«Эти исполнительные органы имеют возможности, которыми чиновники зачастую боятся распоряжаться. Они подходят к тем или иным вопросам безынициативно, боятся на месте решать злободневные вопросы, а в итоге проблемы не решаются, накопляются, замазываются, что приводит к тому, что эффективность этой организации ставится под вопрос. Исполнительный аппарат оказывается негибким, костным и не подвижным, тормозит решение проблем», – резюмировал он.

Ниджат Гаджиев

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель