Между Россией и Азербайджаном в последнее время возникли недопонимания в отношениях из-за поставок оружия из России в Армению во время товузского обострения в июле.

Визиты министра обороны России Сергея Шойгу в Баку, а также и главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова в Москву должны были в определенном смысле внести ясность в отношения между странами.

Насколько эти визиты помогли снять напряженность между странами, а также и о военно-техническом сотрудничестве между Азербайджаном и Россией рассказал в интервью Пресс-клубу «Содружество» доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова, член Экспертного совета «Офицеры России» Александр Перенджиев.

Как вы оцениваете визит главы оборонного ведомства в Баку? Насколько он был продуктивным для взаимоотношений между странами?

Министр обороны РФ Сергей Шойгу во время своего визита в Баку сумел развенчать домыслы азербайджанской стороны, которые касаются действий официальной Москвы на Южном Кавказе. Ведь на основе этих домыслов были сформированы «обиды» и «претензии» к российской стороне. Которые, безусловно, вносили определенный дискомфорт в российско-азербайджанские отношения.

Состоявшийся диалог между руководителем российского военного ведомства Сергеем Шойгу и главой Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым может послужить фундаментом для формирования механизмов снижения степени конфликтности на постсоветском пространстве, которая в последнее время повысилась в разы. Связано это с пандемий, возрастающим международным экономическим кризисом, обострением борьбы США за сохранение своего глобального лидерства, снижением степени влияния ООН, других международных организаций и самого международного права на разрешение различных, в особенности самых острых проблем на мировой арене.

Приближающаяся осенняя активизация политической жизни на постсоветском пространстве и в целом мире также требует более оперативного обмена мнений по возникающим вопросам и проблемам в сфере отношений между нашими странами и в сфере обеспечения безопасности.

Как известно, между странами были и сложные вопросы касаемо поставок оружия в Армению во время июльского обострения между Азербайджаном и Арменией. Можно ли считать, что напряжение между странами снято?

Я хотел бы обратить внимание, что дипломатический протокол предполагает, что если у кого-то из государств к другому возникли вопросы, то оно имеет право направить запрос в официальные органы «вопрошаемой» стороны в целях получить это самое официальное разъяснение по возникающим вопросам. Хочу отметить, что подобную процедуру официальный Баку в отношении официальной Москвы применяет практически постоянно. Но вот почему не был направлен такой запрос в связи с тем вопросом, который Вы упоминаете, а сразу началась шумиха в азербайджанской прессе, мне не понятно.

Полагаю, что в данном случае был третий интересант (или интересанты), который был заинтересован в дестабилизации российско-азербайджанских отношений, свёртывании военно-технического сотрудничества между официальными Баку и Москвой, в конечном итоге в обострении конфликта между нашими странами и в повышении конфликтности на всём постсоветском пространстве. Между прочим, нечто подобное произошло и российско-белорусских отношениях, когда были арестованы граждане России на территории Республики Беларусь в количестве 32 человек.

Сергей Шойгу во время визита в Азербайджан говорил о военно-техническом сотрудничестве между Азербайджаном и Россией. Как Вы оцениваете перспективы этого сотрудничества?

Уровень российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества таков, что вряд ли в настоящее время есть смысл его увеличивать. В настоящее время, и это отметил в своём выступлении Сергей Шойгу в ходе визита в Баку, необходимо предпринимать усилия по сохранению уже достигнутого уровня и не дать ему снизится в связи с пандемий и другими возникающими проблемами.

Именно выработка эффективных мер по сохранению достигнутого уровня военно-технического сотрудничества между нашими странами и была главным итогом состоявшегося визита министра обороны РФ Сергея Шойгу в Азербайджанскую Республику 25 августа 2020 года.

Комментируя Пресс-клубу «Содружество» визит Шойгу в Баку, политолог Ильгар Велизаде в свою очередь сказал, что данный визит был приручен к каспийской безопасности.

По его словам, каспийское направление является одним из главных направлений взаимодействия между странами.

«Сюда нужно отнести и координацию войск по выполнению совместных заданий, по выполнению поисковых спасательных операций силами вооруженных сил и реагированием в период стихийных бедствий. Это важное направление сотрудничества. Сотрудничество Азербайджана и России играют важную роль в плане каспийской безопасности. Все это говорит о том, что между странами существует эффективное взаимодействие», – отметил эксперт.

Аналитик также добавил, что сам визит пришелся на период обострения конфликта с Арменией и обострения отношений с Россией из-за поставок военного груза в Армению.

«Шойгу дал объяснение информации о поставках оружия, сказав, что вся эта техника направлялась в российскую базу в Гюмри. Эту информацию косвенно можно подтвердить тем, что оружие, которое направляется в эту базу, не проходит через грузинское воздушное пространство, поскольку грузинское правительство приняло закон, который запрещает использование своей территории и воздушное пространство, которые ведут на российскую военную базу. Поэтому эти вооружения шли иным маршрутом», – подчеркнул он.

Другой аргумент этой версии заключается в том, что такая огромная партия вооружений навряд ли поступила бы самой Армении, считает эксперт.

«Во-первых, это сильно сказалось бы на имидже самой России в регионе, как нейтральной страны, как посредника по урегулированию карабахского конфликта. В частности ухудшились бы отношения с Азербайджаном. Во-вторых, я не думаю, что у Армении есть столько денег для закупки столь большого объема вооружения», – сказал он.

По мнению Велизаде, то, что Шойгу встретили в Баку на самом высоком уровне, говорит о том, что оружие на самом деле шло на базу, а не армянскому руководству.

«Сейчас в регионе складывается очень сложная политическая ситуация, поэтому Россия не хочет быть вовлечена в конфликт и пытается дистанцироваться от обострения. Данный визит еще раз это подтверждает. Я думаю, что все недавние визиты сгладили острые углы в отношениях между странами. Наличие личных контактов между странами позволяет обсуждать самые сложные вопросы. Если бы были противоречия или какие-то проблемные моменты, то заявления официальных лиц были бы более жесткими. Но этого мы не увидели. Поэтому данный визит можно считать удачным», – резюмировал Велизаде. 

От Гаджиев Ниджат

Политический обозреватель