В центре внимания армянской общественности продолжает оставаться ситуация с коронавирусной инфекцией в стране. С одной стороны, видна положительная динамика по количеству заболевших в стране, что дало возможность властям заявить о том, что они больше на планируют продлевать режим чрезвычайного положения (ЧП). С другой – на этой неделе в СМИ и соцсетях много говорилось о возможности отставки министра здравоохранения Арсена Торосян и якобы его коррупционных махинациях и конфликте с премьер-министром Николом Пашиняном. А также резонансного решения комендатуры смягчить для высшего руководства страны обязательное требование ношения масок на фоне требований оппозиции простить населению штрафы за не ношение медицинских масок.

Что касается статистики COVID-19 в Армении, то по сравнению с июнем и даже июлем ситуация существенно улучшилась. И хотя страна по-прежнему остается региональным лидером по количеству больных на душу населения, однако больше не идет речи о нехватке реанимационных коек и гибели людей из-за этого.

По состоянию на 28 августа, в Армении было зарегистрировано 43451 заболевших новым коронавирусом (181 случаев за последние сутки), из которых 37264 уже выздоровели, а 5052 продолжают лечение. Всего было проведено 202253 тестов на COVID-19. Что касается смертности, то, согласно официальной статистике, от коронавирусной инфекции всего скончались 869 пациента. Зарегистрировано также 266 случаев смерти пациентов, у которых был коронавирус, но они якобы умерли от других заболеваний. Если добавить их к официальному числу погибших от коронавирусной инфекции, то получится 1135 скончавшихся больных с COVID-19.

“Уже на практике 6 дней подряд у нас было менее 200 случаев заражения коронавирусом. Вчерашний показатель оказался немного выше – 203, но и количество тестов было большим”, – заявил на заседании правительства в четверг, 27 августа, Пашинян.

С учетом этой положительной динамики, на том же заседании правительство одобрило пакет законодательных изменений, которые должны помочь бороться с коронавирусом без продления режима ЧП. “Если изменения будут приняты до 11 сентября, то ЧП больше не будет продлеваться. По проекту, в случае ввоза на территорию страны инфекционных заболеваний, их проникновения, а также опасности возникновения чрезвычайной ситуации может быть установлен карантин, который можно объявлять по предложению уполномоченного органа в сфере здравоохранения, губернатора или мэра Еревана и местных властей на территориях, а по всей Армении – по предложению Правительства. В случае объявления карантина губернатором или мэром Еревана можно будет ввести следующие меры: временное прекращение или ограничение сообщения, въезда и выезда в зону эпидемии, через государственную границу, ограничение права свободного передвижения лиц или транспортного средства, самоизоляция и изоляция”, – отметил министр юстиции Рустам Бадасян.

При этом в заседании правительства не принимал участия министр здравоохранения Арсен Торосян. Еще во вторник стало известно, что премьер-министр подписал решение, согласно которому министр уходит в отпуск до 18 сентября. А в понедельник стало известно, что удалены официальная страница министра здравоохранения и личная страница Торосяна в Facebook.

Уход в длительный отпуск главного ответственного за борьбу с коронавирусом в столь сложный период, удаление его страниц в соцсетях и отказ комментировать причины, побудившие министра пойти на этот шаг, внезапная публикация министерством здравоохранения отчета о фактических расходах на профилактику, контроль, лечение пандемии коронавируса с марта до 1 августа 2020 года, естественно, породили разные слухи  о причинах ухода Торосяна в отпуск. Якобы причиной стал конфликт между министром и премьером, и что Торосяном даже занялась Служба национальной безопасности (глава СНБ опроверг в беседе с журналистами эту информацию).

Пресс-служба министерства здравоохранения заявила, что отпуск Торосяна был “запланированным”, и что министр заявление об отставке “не подавал и подавать не собирается”. Однако странные ответы Торосяна на волнующие общественность вопросы, в частности его слова, что он якобы даже не помнит, когда в последний раз лично встречался с премьером, породили еще больше сомнений, что он вернется из отпуска на работу в качестве министра. “Я даже не помню, когда в последний раз встречался с премьер-министром, так давно это было, это если коротко. Подобные публикации появляются уже около двух лет, поэтому не вижу смысла искать причины – почему. Может быть, по наущению кого-то, может быть, они обусловлены глобальными политическими спекуляциями, а не только моей личностью”, – заявил он журналистам.

В пятницу стало известно, что согласно поправкам к решению коменданта, “выступающие и непосредственные участники мероприятия, за исключением зрителей, гостей, журналистов и обслуживающего персонала, во время торжественных мероприятий, проводимых президентом, Католикосом всех армян, премьер-министром, председателем Национального Собрания, председателем Конституционного суда и председателем Высшего судебного совета могут не носить маску”. На фоне обязательного для всех остальных граждан требования носить медицинские маски даже на открытом воздухе, большого количества штрафов за нарушение этого требования, данное решение властей ожидаемо вызвало недовольство пользователей соцсетей. Тем более, что ряд оппозиционных партий, как парламентских, так и внепарламентских, призывают власти отменить штрафы, примененные в связи с нарушением правового режима чрезвычайного положения.

Так, после очередного заседание рабочей группы партий “Процветающая Армения”, АРФ “Дашнакцутюн” и “Родина”, три оппозиционные партии выступили с заявлением: “Обсудив сложившееся в стране вследствие эпидемии тяжелое социально-экономическое положение, темпы безработицы и бедности, рабочая группа решила разработать проект об отмене (амнистии) штрафов, примененных в связи с нарушением правового режима чрезвычайного положения.

Рабочая группа одновременно приняла решение оспорить в судебном порядке необоснованные штрафы за отсутствие маски и ходатайствовать в суде о приостановлении соответствующего решения комендатуры.

Учитывая, что Генпрокуратура РА отклонила жалобу на отказ в возбуждении уголовного дела о преступлении со стороны группы высокопоставленных должностных лиц, рабочая группа решила обратиться в суд, обязав возбудить уголовное дело”.

В свою очередь секретарь парламентской фракции “Просвещенная Армения” Геворг Горгисян сообщил на своей странице в Facebook, что обратился к премьер-министру Николу Пашиняну по части отмены штрафов за нарушение режима ношения масок для тех граждан Армении, которые зарегистрированы в системе оценки необеспеченности.

Следует отметить, что проблемы из-за коронавируса есть не только у министра здравоохранения, но и другого много критикуемого, но такого же “непотопляемого”, как и Торосян министра – Араика Арутюняна. Помимо традиционной критики министра образования, науки, культуры и спорта за его якобы негативное отношение к национальным ценностям, Арутюняна начали резко критиковать и родители школьников за решение возобновить очное обучение в школах, несмотря на сохраняющуюся угрозу коронавируса. Родители считают, что школьники, особенно младших классов, не смогут соблюдать жесткие требования по ношение масок и ограничению передвижения.

От Халатян Айк

Политический обозреватель