18 июля в Баку по итогам встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева и представителя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен состоялось подписание меморандума «О взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству в области энергетики».

Как заявил президент Ильхам Алиев, подписанный меморандум – дорожная карта на будущее.

«Сегодняшний Меморандум – не первый документ, подписанный между нами. В 2006 году мы подписали Меморандум о взаимопонимании, а в 2011 – Совместную декларацию, связанную с Южным газовым коридором. Словом, у нас хорошие история и достижения», – отметил азербайджанский лидер.

Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в своем выступлении отметила, что Азербайджан действительно является важным энергетическим партнером.

«Вы всегда были надежны не только в сфере безопасности поставок, но и в области климатической нейтральности. Подписанный нами только что Меморандум о взаимопонимании еще больше усиливает наше энергетическое партнерство», – сказала она.

В ходе встречи Фон дер Ляйен заявила, что ЕС проводит диверсификацию, отказываясь от сотрудничества с Россией, и поворачивается «к более надежным, заслуживающим доверия партнерам», добавив, что она рада, что Азербайджан входит в их число.

В соответствии с соглашением, поставки газа в ЕС из Азербайджана прогнозируются в 2027 году на уровне 20 млрд кубометров в год по сравнению с 8 млрд в настоящее время. Поставки должны увеличиться до 12 миллиардов к 2023 году.

Попытка диверсификации поставок и отказ от российского газа

Стоит отметить, что Россия в течение нескольких лет была самым важным источником природного газа в Европе. Но сейчас Брюссель решительно пытается изменить ситуацию. ЕС и официальные лица Запада изо всех сил пытаются обеспечить будущие поставки на фоне растущих опасений по поводу прекращения поставок газа Россией.

Вдобавок к этому, усилия Европы по поиску альтернатив российским углеводородам сопровождаются дополнительным предупреждением – «пришло время экономить энергию».

ЕС уже пообещал покончить с зависимостью от российских ископаемых видов топлива не позднее 2027 года, а к концу года должен быть введен запрет на 90% импорта российской нефти.

Что касается опасений, то в ответ на поддержку ЕС Киева Кремль уже прекратил или сократил поставки газа в большую часть стран-членов ЕС и будет сокращать объемы поставок в Германию и другие страны, в том числе сократит количество получаемого «голубого топлива» через «Северный поток- 1». Только в последние недели поставки сократились более чем на 60%. Все это довольно сильно может ударить по ЕС и поставить эти страны в довольно затруднительное положение перед началом зимы.

Импорт газа из России в ЕС в 2021 году составил 155 млрд кубометров, что составляет около 40% от общего потребления природного газа союзом. 

Германия по-прежнему получает 35 процентов своего газа из России — по сравнению с 55 процентами до начала спецоперации на Украине. Франция менее зависима, но все еще уязвима, импортируя 17 процентов своего газа из России.

Россия уже прекратила поставки газа в Финляндию, Польшу и Болгарию из-за их отказа платить в рублях. И теперь существует очень сильный риск, что Москва последует этому примеру по всему континенту и полностью прекратит поставки газа до зимы.

После начала спецоперации на Украине официальные лица ЕС изо всех сил пытались обеспечить газ из альтернативных источников, включая США, Израиль, Катар, Египет и Азербайджан, как по трубопроводам, так и в виде сжиженного природного газа.

Действительно, европейские лидеры торопятся увеличить поставки нероссийского газа. Премьер-министр Италии Марио Драги находился с визитом в Алжире, чтобы составить соглашение об увеличении импорта газа на 20 процентов, даже на фоне политического кризиса в стране, угрожающего свержением его правительства.

Точно такой же тактике последовала Урсула фон дер Ляйен.

И если Европа и пытается полностью отказаться от российского газа и поставок и полностью перейти на нероссийский газ, то тут существует одна довольно неприятная проблема.

Проблема заключается в том, что газ нельзя транспортировать так же легко, как нефть или уголь. Его необходимо транспортировать по трубопроводам под давлением или продавать в жидком виде, а затем превращать обратно в газ (регазификация). 

Примерно половина регазификационной инфраструктуры Европы сосредоточена в Великобритании и Испании. Германия в настоящее время вообще не имеет регазификационных мощностей, хоть Берлин и ускорил строительство регазификационных терминалов. Однако для полного запуска данных терминалов понадобится как минимум год, а то и два.

В свете всего этого ЕС не сможет полностью заменить объемы российского газа, как минимум этой зимой, поэтому сокращение спроса будет необходимостью.

Документ, который был подписан с Азербайджаном, называется «Меморандум». Это не контракт, это не что-то обязующее. Это бумага, которая говорит о том, что неплохо было бы заняться этим вопросом, как-нибудь при случае. То есть, по сути дела, ЕС и Азербайджан просто «договорились договариваться».

Теперь давайте представим, что сторонам удалось договориться, и Азербайджан теперь будет поставлять на 10 млрд кубометров больше.

Во-первых, эти объемы не смогут даже компенсировать выпадающую добычу в ЕС. Если мы вспомним о том, что есть некоторые сомнения в возможностях Азербайджана нарастить добычу на такой объем, то затея становится очень странной. Даже если они увеличат добычу, то произойдет это явно не завтра и не послезавтра.

Во-вторых, 2 июня министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов заявил, что поставки газа по ЮГК в ЕС к концу 2022-го должны достичь 10 млрд кубометров. Получается, что Баку может нарастить поставки газа в ЕС всего лишь на 2-3 млрд. кубометров в год. То есть в ближайшей перспективе ожидать тот рост, который был заявлен Урсулой фон дер Ляйен, не стоит. Тем более, что уровень добычи газа и инвестиций в эту сферу у Баку не сказать, чтобы зашкаливал.

Сюда добавляется и то, что Азербайджан в первую очередь должен удовлетворять свои внутренние потребности и только потом внешние. Именно в этих целях и был заключен трехсторонний договор по обмену газа с Ираном и Туркменистаном в ноябре 2021 года. Успех сделки ЕС-Азербайджан в определенной степени зависит от продолжения реализации собственной сделки Азербайджана с Ираном, которую всячески пытается обложить санкциями и ограничить в действиях Соединенные Штаты.

США и ЕС в поисках «альтернативы»

Поездка Урсулы, в результате которой был подписан меморандум о взаимопонимании по «энергетическому стратегическому партнерству» между ЕС и Азербайджаном, состоялась через три дня после того, как президент США Джо Байден посетил с официальным визитом принца Мухаммеда ибн Салмана, человека, которого он когда-то поклялся сделать «изгоем» за его собственную жестокость.

Вспомним политическую кампанию 2020 года. Тогда Байден заявлял, что заставит саудовцев «заплатить цену» за убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году и участие Саудовской Аравии в войне в Йемене и будет относиться к ним как к «изгоям, которыми они являются». И спустя всего 2 года, некогда «изгои» и являются теми, на кого может положиться США и ЕС.

Визиты двух президентов помогли проиллюстрировать отчаянное стремление Запада снизить мировые цены на нефть и газ — как для снижения политически токсичной инфляции дома, так и для сохранения единства НАТО против России — даже если это означает заигрывание с печально известными диктаторами, к чьей помощи так любит прибегать США и единый Запад.

При этом США, несмотря на декларируемую приверженность энергетической безопасности ЕС, на самом деле подрывают ее, а официальные лица ЕС вынуждены колесить по миру в поисках крох газа.

Что касательно газа, то стоит отметить, что Европа не сможет в ближайшей перспективе заменить российский газ. Для этого нет ни подходящих поставщиков, ни инфраструктуры. А газ необходим для отопления жилищ и поддержания работы важнейших промышленных отраслей. Поэтому отказ от российского газа дело довольно опасное и вполне может обернуться очередным глобальным энергетическим кризисом.