Эксперт Аналитического центра Орбели Джонни Меликян в беседе с пресс-клубом «Джейран Медиа» оценил результаты двусторонней и трехсторонней встреч министров иностранных дел Азербайджана, Армении и Грузии в Тбилиси, о тех возможностях, которые имеются у Тбилиси для продолжения «инициативы мирного соседства», а также высказал свое мнение относительно недавнего визита руководителя ЦРУ Уильяма Бернса в Ереван и активизировавшихся визитов в регион Южного Кавказа.

—  16 июля в Тбилиси прошла первая встреча между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. Как Вы можете оценить данную встречу, удалось ли сторонам достичь каких-либо позитивных результатов?  

—  Вообще, любые встречи являются позитивными. Когда работают дипломаты, отдыхают военные. Поэтому всякие дипломатические встречи между странами, у которых есть конфликт и в недавнем прошлом была война, они важны. Другой момент связан с тем, что по итогам было распространено заявление МИДов двух стран, которые показывают уже сложившуюся динамику поствоенного периода. Стороны все еще придерживаются диаметрально противоположных подходов. Деструктивная позиция выражается со стороны официального Баку, который, во-первых, считает, что нагорно-карабахский вопрос решен, что на самом деле не так. Вопрос статуса Арцаха (Нагорного Карабаха – прим. ред.) – это вопрос отложенный, но не исключенный из переговорного процесса. Баку считает, что Минской группы ОБСЕ нет, хотя это формат, который имеет международный статус, одобренный ОБСЕ, который никто не отменял. Это второй вопрос, по которому позиции сторон различаются. И третий вопрос – это вопрос гуманитарный. Армянская сторона написала, что министр поднял вопрос решения гуманитарных проблем, часть из которых это возврат удерживаемых лиц, военнопленных. В целом я бы не сказал, что результаты какие-то значимые. Встреча, конечно же, важная, но без особых результатов.  

—  В Тбилиси также состоялась встреча премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили с главами внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана. Как вы оцениваете данную встречу? Может ли Грузия стать некой платформой для нормализации двусторонних отношений между Арменией и Азербайджаном и в дальнейшем выполнять функцию регионального посредника?

—  Так как принимающей стороной была Грузия, которая дала возможность встретится сторонам на своей площадке, то это, несомненно, позитивный момент. Это достаточно хороший шаг, который показывает устремление Грузии на стабильность в регионе. Это очередной шаг в рамках «инициативы мирного соседства» Гарибашвили, которая показывает подход Тбилиси к своим соседям и к стабильности в регионе. На сегодняшний день есть две параллельные площадки. Одна – московская, вторая – брюссельская. Более широкая – московская, где есть трехсторонняя комиссия по разблокировке инфраструктур, коммуникаций на уровне вице-премьеров. Есть параллельные комиссии по делимитации. Есть отдельные вопросы, связанные со встречами лидеров. С другой стороны, сформировался брюссельский формат, где при посредничестве Шарля Мишеля встречаются главы двух государств. Уже было проведено три подобных встречи. Кроме того, под активным содействием Тойво Клаара, спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе, проводятся еще и встречи секретаря Совета Безопасности Армении с помощником президента Азербайджана. Было несколько встреч, однако в последний период этих встреч не наблюдается, несмотря на то, что Тойво Клаар несколько раз приезжал в регион и, скорее всего, готовил подобные встречи.

Это то, что имеется на сегодняшний день. И я так понимаю, что Грузия в этом контексте заинтересована в том, чтобы стать площадкой для переговоров, кроме того, такая площадка достаточно удобна для сторон как по логистике, так и по возможностям. Однако стоит отметить, что она не претендует на создание какой-то альтернативы имеющимся платформам. Тбилиси желает, чтобы Армения и Азербайджан смогли проводить на ее территории двусторонние встречи без лишних посредников и третьих сторон.

Это хорошо для Грузии как для регионального позиционирования страны во взаимоотношениях с партнерами. Кроме того, это и не плохо капитализируется для внутренней грузинской аудитории. Граждане видят работу своего правительства в региональном контексте.

—  15 июля в Ереван прибыл руководитель ЦРУ Уильям Бернс. Можно ли это оценить как очередную попытку США и единого Запада закрепиться на Южном Кавказе и отдалить стратегического союзника от России, учитывая планы США по выделению Армении 60 млн. долларов в 2023 году?

—  Можно сказать, что в последние недели происходили достаточно интересные процессы в регионе. Визит Секретаря Национальной Безопасности Ирана в страны региона, визит директора ЦРУ. Тут, конечно же, очень важен иранский фактор в контексте данного визита. Кроме того, важные моменты, связанные с армяно-турецким урегулированием и армяно-азербайджанскими отношениями. Есть различные неподтвержденные заявления о том, что может есть какой-то тайный, закрытый диалог между США и Россией на территории Армении. Поэтому очень сложно давать какую-то характеристику этому визиту. Но то, что процессы, которые происходят в регионе, важны, показывают именно данные визиты западных и российских чиновников. Это все показатель того, что в региональном контексте происходят определенные сдвиги и процессы, частью которых является Армения.

Я бы рассматривал все эти активности в этом русле. Нагорно-карабахский конфликт не разрешен, и долгие годы и десятилетия он являлся тем вопросом, который объединял страны Запада, Францию, США с Россией. Они старались единым подходом решить данный вопрос. Сейчас же есть определенные сложности. Но тем не менее даже российская сторона, которая говорит о том, что де-факто работа в данном формате (Минской группы ОБСЕ) прекращена, не говорит о том, что она расформирована. Поэтому сейчас сложный период, есть кризис. Однако не исключено, что формат Минской группы ОБСЕ возобновит свою активность, и процессы, происходящие сегодня в регионе, могут дать хорошую почву для будущих процессов.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель