«Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать»
Муслим Магомаев
17 августа родилась заезда оперы и эстрады, композитор, обладатель непревзойденного баритона, Народный артист СССР – Муслим Магомаев.
Муслим Магомаев был музыкальной сенсацией советского народа. Он был именно тем, кого искала толпа: у него была великолепная внешность, талант и потрясающий певческий голос. Публика вместе с ним проживала музыку, чувствуя каждое слово, касаясь каждой фразы.
Уникальный голос Муслима Магомаева – звонкий и чистый баритон – с первых нот узнают слушатели старшего и среднего поколения, родившиеся и жившие в СССР. Народный артист СССР радовал творчеством в 60-е, 70-е и 80-е годы. На его концерты собирались многотысячные стадионы, а пластинки выходили миллионными тиражами. В репертуаре Муслима Магомаева было 600 произведений, среди которых арии, романсы, эстрадные шлягеры.
Юность
Магомаеву суждено было стать легендарным певцом и композитором, так как музыка была у него в крови. Он родился в Баку, в 1942 году в семье театрального художника и актрисы. Муслим Магомаев представлял одну из самых уважаемых творческих династий Азербайджана. Его дед, также Муслим Магомаев (1885-1937), был одним из основоположников азербайджанской композиторской музыки. Отец Магомаева, Магомет Магомаев, погибший во время Великой Отечественной войны за два дня до объявления мира, был очень талантливым сценографом и художником. А мать, Айшет Магомаева, была актрисой.
В три года Магомаев умел играть мелодии на слух, а в пять лет сочинил свою первую мелодию и запомнил ее на всю жизнь. Эта мелодия и стала песней «Соловьиный час». Стихи впоследствии написал Анатолий Горохов. Муслим начал брать уроки вокала в 14 лет. Он был хорошим пианистом и, помимо педагогов по вокалу, обучал себя пению, запираясь в своей комнате и слушая записи итальянской оперной звезды Энрико Карузо.
Магомаев закончил музыкальную школу по классу фортепиано и композиции при Бакинской консерватории, а затем по классу вокала. Подростком он увлекся итальянскими песнями, американским джазом и другими стилями популярной музыки.
На выпускном экзамене Муслима Магомаева присутствовало много людей, ставших народными артистами Азербайджанской ССР. Окна и двери должны были быть открыты, чтобы люди могли слушать своего кумира на улицах. На выпускном экзамене он исполнял произведения Генделя, Страделлы, Моцарта, Шумана, Грига, Верди, Чайковского и Рахманинова.
«Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени «Муслим» раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия «Магомаев» безнадежно тонет в восторженном грохоте»
Роберт Рождественский
Восхождение Магомаева
Магомаев прославился в СССР в 1962 году, в возрасте 19 лет, после блистательного выступления в Кремлевском дворце в Москве. В 1963 году он стал известен в Европе после успешного выступления на Молодежном фестивале в Финляндии. На следующий день после мероприятия пресса написала: «Самый большой успех, можно сказать, уникальный успех Муслима Магомаева. Его блестящий талант, великолепная вокальная техника кричат нам о том, что на оперной сцене появился очень талантливый молодой певец».
Те, кто помнит его самые ранние выступления в Москве, говорят, что он был больше, чем певец — он был событием с того момента, как вышел на сцену. Через год он дал свой первый сольный концерт в Московском Концертном зале имени П. И. Чайковского при аншлаге и стал солистом Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета.
В то время популярная певица Клавдия Шульженко писала: «Как только Магомаев появился — это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился».
Муслима Магомаева часто сравнивали с Айвсом Монтаном и Фрэнком Синатрой. Его популярность в СССР была ошеломляющей. Он давал по три концерта в день, заполняя огромные арены по всему Советскому Союзу, а его альбомы расходились миллионными тиражами.
В середине 60-х годов Муслим Магомаев сделал очень важный шаг в совершенствовании своего вокального мастерства: он продолжил обучение в Оперном театре «Ла Скала» в Милане. Учеба в Италии оказала большое влияние на его пение, а также повлияла на его внутренний мир. Муслим Магомаев навсегда остался сторонником итальянской школы пения.
Знаменитому певцу посчастливилось работать с величайшими исполнителями на оперной сцене. Он пел с Марией Биесу в «Тоске» и Галиной Ковалёвой, примадонной Кировского театра, в «Севильском цирюльнике». Муслим Магомаев первым среди советских эстрадных певцов отправился в США с концертным туром. Гастролировал по крупнейшим городам США: Нью-Йорку, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелесу.
В 1969 году Магомаев выиграл Международный конкурс песни в Сопоте (Польша), а также выиграл Первый «Золотой диск» на Каннском музыкальном фестивале, где в том же году было продано 4,5 миллиона его пластинок.
Его зарубежные поездки способствовали развитию его мастерства в рамках оперного канона, но певец оставался непоколебимым в своей страсти к популярной музыке, доказывая необыкновенно чуткий интерпретатор советских гимнов, таких как «Широка Страна Моя Родная» (Моя широкая Родина) – визитная карточка его выступлений на протяжении всей его карьеры. Он также отказался от приглашения петь в московском Большом театре. Вместо этого певец обратился к популярной музыке, став поп-кумиром для нескольких поколений меломанов Советского Союза.
Магомаев гордился своим родным Азербайджаном, как и Россией, и говорил, что Россия была его матерью, Азербайджан — его отцом, а он был понемногу каждым из них.
Переезд в Москву
«Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в своей профессии на прекрасной земле, земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова — список можно продолжить, — я очень молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала меня известным всему Советскому Союзу, открыла передо мной огромные горизонты, окружила любовью»
Муслим Магомаев
Магомаев переехал в Москву в начале 1970-х годов. Со своей второй женой и постоянным соавтором дуэта Тамарой Синявской он познакомился в Бакинской филармонии, и они поженились в 1974 году. Его жена – выдающаяся российская оперная певица, которая также была удостоена звания Народной артистки СССР и работала солисткой в Большом театре.
В 30 лет Муслим Магомаев стал одним из самых молодых обладателей высшего художественного звания — Народного артиста СССР. Он также получил множество наград за свой вклад в оперную и популярную музыку в Советском Союзе.
С 1975 года Муслим Магомаев 14 лет руководил созданным эстрадно-симфоническим оркестром. С музыкантами он гастролировал вплоть до 1989 года по СССР и зарубежным странам. Магомаев сумел популяризовать современные западные направления, что в те годы не одобряло высшее партийное руководство СССР. В исполнении певца в Советском Союзе впервые прозвучал хит группы «Битлз» Yesterday.
Песни в исполнении Муслима Магометовича на стихи Арно Бабаджаняна занимают особенное место в творчестве звезды. Композиции «Свадьба», «Лучший город земли», «Чертово колесо», «Солнцем озаренный», «Ноктюрн» настолько яркие и экспрессивные, что сразу запомнились слушателям.
Песня «Нам не жить друг без друга» на слова Александры Пахмутовой в исполнении Муслима Магомаева и в наши дни хит. То же можно сказать о шлягерах 70-х «Падает снег» и «Луч солнца золотого». Последняя композиция звучит в сиквеле мультипликационного фильма «Бременские музыканты», где представлена как серенада Трубадура.
В 1998 году Магомаев в значительной степени ушел из пения и написал мемуары «Мелодия, моя любовь».
Магомаев считал, что каждый одаренный человек должен знать меру. И как только он почувствовал, что его карьера закончена, он ушел со сцены, не дав ни одного прощального концерта, посвятив себя живописи. Но его незабываемый голос и разнообразный репертуар всегда будут напоминать нам о его одаренной личности.
6 сентября 2002 года в честь 60-летнего юбилея Магомаева Президент Гейдар Алиев наградил его высшей наградой страны – Медалью Истиглал (Независимости). Во время церемонии награждения в резиденции президента в Баку Алиев заявил, что является большим поклонником и сторонником таланта Магомаева. Он также отметил значительный вклад Магомаева в развитие музыкальной жизни Азербайджана и Советского Союза.
В 2005 Магомаев принял российское гражданство, но считал себя азербайджанцем и входил в руководство общероссийской общественной организации, объединявшей азербайджанскую диаспору РФ.
В 2007 году Магомаев написал последнюю песню «Прощай, Баку!» на стихи Сергея Есенина.
Муслим Магомаев умер 25 октября 2008 года в своей квартире в Москве от сердечного приступа. Похоронен на Аллее почетного захоронения в родном городе Баку, рядом с дедом, 29 октября.
22 октября 2009 года состоялось открытие памятника певцу на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника — народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров.
В 2020-м году был показан сериал «Магомаев», посвященный судьбе и творчеству великого артиста.
Магомаев был, конечно, не единственным человеком, который умел хорошо петь в Советском Союзе, но ему удавалось оставаться на высоте всю свою жизнь. Возможно, это было связано с его патриотизмом. Магомаев был популярен за границей и имел возможность эмигрировать, но всегда отказывался от этого ради семьи. Он остался верен своей стране и своему музыкальному стилю.