В политологии есть такой термин – эффект домино. Его используют при описании кардинальных изменений, которые, в свою очередь, влекут за собой ряд других изменений, аналогично тому, как падают косточки домино. Это краткое вступление понадобилось для того, чтобы передать те ощущения, которые испытываешь, наблюдая за процессами, протекающими в Грузинской православной церкви.
Спешу успокоить – ничего такого, что не происходило бы в прошлом или настоящем, да и в будущем, вероятно, будет происходить, в нашей церкви не происходит. Просто, подлинные заказчики и исполнители того, что называется церковным расколом в Украине, частично достигли поставленной цели. А именно – посеять семена раздора в православных поместных церквах, а, если возможно, и во всем мировом православии.
Именно на такие размышления натолкнули автора этих строк действия некоторых высокопоставленных духовных лиц, членов Синода Грузинской православной церкви. Как известно, на своем последнем заседании наш Синод воздержался, не высказав своего отношения к происходящим в Украине событиям. Надо отметить, что аргументация при этом была веская: по Диптиху (т.е. по списку поместных церквей) наша церковь занимает шестое место, и поэтому негоже высказываться перед Александрийской или Антиохийской церквами. Кроме того, вопрос этот требует детального обсуждения с учетом всех нюансов церковного права.
Но нашлись у нас церковные иерархи, которые не стали ждать решения этого вопроса Синодом или светскими властями и через голову Католикоса-патриарха всея Грузии и президента страны поспешили поздравить «весь украинский народ с получением томоса». И среди них первый – митрополит Шемокмедский, владыка Иосиф. Для сведения: Шемокмедская епархия включает в себя три района исторической Гурии. Это тот регион Грузии, который дал стране, да и бывшей империи таких известных революционеров (социал-демократов), как Н. Жордания, Н. Рамишвили, Н. Чхеидзе (был председателем Петроградского совета рабочих депутатов), Ф. Махарадзе (руководил республикой в предвоенные годы), Э. Шеварднадзе( министр иностранных дел СССР).
Гурийцы всегда отличались радикализмом (автор сам родом из тех мест), что хорошо проявилось в годы советизации Грузии. Так вот, в Гурии во всех селах были закрыты церкви, а священнослужители подвергались гонениям и издевательствам. Лишь два монастыря осталось во всем крае, один из которых был полностью запущен и избежал уничтожения благодаря своей отдаленности. Сейчас в Гурии служат литургию в 78 церквах. И это отнюдь не заслуга нынешнего митрополита Иосифа, который был рукоположен Святейшим и Блаженнейшим Ильей на эту кафедру в 1995 году. Долгие годы до него Шемокмедскую и Батумскую объединенную епархию возглавлял сам нынешний патриарх, благодаря которому и удалось возродить церковную жизнь не только в Гурии и Аджарии, но во всей Грузии.
Другой церковный деятель, митрополит Чкондидский, владыка Петр пошел еще дальше – спустя несколько дней после заседания Синода, он вдруг в эфире одной из телекомпаний заявил, что «миф о нашем добром пастыре окончательно развеян». И раньше в околоцерковных кругах шли разговоры о не совсем адекватных словах этого деятеля, но такого никто не ожидал. Что подвигло его на открытую конфронтацию с нашим духовным лидером, так и не понятно. Скорее всего, взяли вверх амбиции сравнительно молодого для иерарха (ему 48 лет) человека. Ну, хочется ему выделиться и заявить о себе.
Хорошо ответил ему и подобным ему митрополит Схалтский, владыка Спиридон в своей проповеди в церкви, носящей имя одного из самых любимых в Грузии святых, Серафима Саровского. Кстати, епархия эта была основана недавно, лет 15 тому назад, в нагорной Аджарии, которая была на протяжении 300 лет под турецким игом. Здесь очень сильно ощущается влияние соседней страны, в каждом селе действует мечеть. Но в последние годы многие местные жители возвращаются в лоно православной церкви. В епархии Богослужения проходят в нескольких десятках церквей, основаны монастыри, действует православный университет, ректором которого и является владыка Спиридон.
Так вот, владыка, обращаясь к нашим т.н. раскольникам, предупредил их, что они сами себе роют яму, в которой окажутся не только они, но и те, кто поддался на их провокации. А единство нашей церкви, как и авторитет нашего патриарха, им не разрушить. К словам владыки нечего добавить.
Валерий Чхартишвили