В этом году исполнилось 195-летие Ошаканской битвы и взятия Эриванской крепости.
К конце августа движение “Сильная Армения с Россией. За новый Союз” организовывает международную конференцию, приуроченную к этим событиям.
О роли и значении этих событий в истории корреспондент “Джейран медиа” побеседовали с д.и.н., профессором В. Туняном.
– Г-н Тунян, представьте, пожалуйста, значимость и важность этих событий для истории Армении.
– В июле 1826-го года русские владения вторглась персидская армия. 16-го июля был удар по Карабаху, а спустя 3 дня – по Гюмри. В результате начались боевые действия. В начале августа Царь из рапорта командующего отдельным Кавказским корпусом А.П. Ермолова узнал о поражении русского батальона полковника Назимки около Гориса. Он написал: “Никогда до сих пор русские не терпели поражение от персов”.
Чтобы усилить кавказские силы он послал Уланскую дивизию во главе с героем Отечественной войны генералом Давыдовым. Направил Крымскую пехотную дивизию во главе с А.И. Красовским, также выделил тяжелую осадную артиллерию. В начале 1827-го года началось определение кампании на 1827 год. В результате Царь утвердил две главные цели: занятие города Еревана и города Тавриза. В марте произошла смена руководства отдельного Кавказского корпуса. Главнокомандующим стал И.Ф. Паскевич, который имел богатый опыт деятельности на Балканах: и дипломатический, и особенно военный; и был приятелем Царя. Уже 14-го апреля генерал Бекендорф занял Эчмиадзин и постарался овладеть городом Ереваном. Он издал прокламатию, но нахрапом город взять не удалось. К этому времени была также выработана общая платформа предстоящего мира. Еще в 1802-ом году Государственным советом было принято решение иметь естественную границу по рекам Кура, Аракс и Чорох.
На этой основе в конце апреля был подготовлен проект предварительного мира, который стал основой Туркманчайского мира.
Когда Бекендорф не сумел занять Ереван быстрым ходом, туда прибыл главнокомандующий Паскевич. 6-го июня он предпринял осмотр Ереванской крепости, которая находилась на возвышенности перед рекой Раздан. После осмотра он составил следующее заключение, что “мы не сумеем занять крепость, потому что у нас всего лишь 3000 легких гранат”. Он учитывал опыт двух осад крепости Еревана 1804-го и 1808-го годов и то, что он видел и знал по своему опыту.
Поэтому он оставил осадный отряд во главе с генералом Красовским, а сам удалился в Нахиджеванскую область (Нахичеванскую – прим. ред.). После этого начались события Ошаканского сражения.
Сложилась любопытная ситуация. В Нахиджеване (Нахичевань – прим. ред.) находилась основная русская армия- около 12 тыс. человек, около Еревана – осадный отряд Красовского – около 3-х тыс, человек, а рядом – Эчмиадзин.
Из простенок начинает подходить русская осадная артиллерия для занятия города Ереван. Из-за отсутствия тяжелой артиллерии едва не провалилось занятие крепости Еревана.
2-го августа 1827 года Мелик Агаманян, страшина армянского отряда, предупредил иерарха Нерсеса Аштаракеци, что приближается персидская армия с наследным принцем Аббас Мирзой. Там было 25 тыс. войска: 15 тыс. конницы и 10 тыс пехоты.
3-го августа 1827-го года начались первые стычки – персы были отброшены.
После чего 16-го августа они предприняли наступление на Эчмиадзин. Ставилась следующая цель: захватить духовный центр армян и, наконец, иметь выход на Грузию.
В Эчмиадзине в это время имелся слабый гарнизон. Там располагался лечебный центр: было 800 раненных русских солдат; первая армянская дружина – около 150 человек, и было 5 орудий.
Атака была отбита. Началось накопление сил. Поэтому после повторной атаки Нерсес Аштаракеци предупредил Красовского о необходимости оказания помощи. 17-го августа на рассвете выдвинулся отряд Красовского – 3 тыс. человек, и под обстрелом противника, совершив по ущелью реки Касах проход, уже в 3 часа дня началось ожесточенное сражение. К 6 часам вечера сражение закончилось. Русские полностью прошли к Эчмиадзину, оттуда вышел на встречу местный гарнизон, и сражение прекратилось. В результате потери русских составили 1131 человек, без вести пропали 134 человека. Потери персов составил 3000 человек. С учетом больших потерь персы отошли, и возник вопрос, что делать дальше.
О сражении спустя два дня узнал Паскевич и был возмущен значительными потерями. Это были самые большие потери в ходе всей персидской кампании 26-28 гг. Он потребовал объяснений.
Красовский написал, что это диктовалось политическим решением, военной необходимостью, чтоб не захватили Эчмиадзин и подходящую тяжелую артиллерию для осады города Ереван.
Если бы персы захватили артиллерию, они вывели бы из строя пушки, и вся кампания должна была бы самоликвидироваться.
Другой аспект – это простор выхода на Грузию.
8-го сентября у села Гарни состоялся военный совет отдельного Кавказского корпуса, где был вынесен вопрос – обсуждение Ошаканского сражения. Здесь столкнулись Красовский и Паскевич. Вопрос был вынесен на решение военного совета, и произошло то, на что не расчитывал Паскевич: Красовского поддержали военные генералы.
Именно поэтому Паскевичу пришлось признать обоснованность операции по Ошакану и внести в военный журнал.
После Ошаканского сражения в сентябре был занят город Армавир. Там Паскевич применил свою известную тактику: с трех сторон окружает осаждаемую крепость, а одну часть оставляет. И брат Сардара со свободной стороны вышел и перебрался в Ереван. Занятие Еревана состоялось первого октября. 24-го сентября началось строительство для осадных орудий. Но в отличие от того, что пишется в литературе, Ереван не был взят штурмом. Северная часть немного обвалилась под ударами артиллерии. Тогда Ереван состоял из двух частей. Это посад – городское население и крепость. Под давлением в первую очередь армянского населения персидский гарнизон сдался.
– В связи с описанными Вами событиями, интересно, какую роль в этом сыграли армяне?
– В начале мая 1826-го года Нерсес Аштаракеци в Тифлисе привел к присяге Первую армянскую дружину. Всего было создано три дружины. В своей основе там были преимущественно персидские армяне и несколько человек из турецких пределов. Дело в том, что персы, начиная военную операцию, из территории будущей Армянской области (Эриванской губернии) – Эриванского ханства переселили армянское население в сторону Баязета и Тавриза. Армянское население было уменьшено еще в 1805-ом году после первой осады, когда из Эриванской области было выселено 65 тыс. армян и переселено в Грузию для стабилизации положения в Грузии. А вместо армянского населения уже с 1811-го года стали прибывать мусульманские племена. Естественно, они были вовлечены в боевые действия на стороне власти. Хотя, когда было восстание против персидского владычества в Ереване осенью в 1804-ом году даже татары села Мастара сражались вместе с армянами. В Ошаканском сражении приняла участие Первая армянская дружина, Вторая была в Нахиджеване, потом и Третья подошла. А полностью приход армянского населения уже состоится после подписания Туркманчайского мира.
– В процентном соотношении сколько составляло армянское население в Армянской области после выселения?
– По данным армянской историографии на 1827-1828 гг. там было 27% армянского населения. Еще в 1808 г на заседании Государственного совета, на котором был поднят вопрос о переселенцах Грузии, Католикос Даниел Сурмареци поднял вопрос о возвращении выселенных армянских семейств, поскольку часть могли оказаться в зависимости от грузинских помещиков, т.е. закрепощены. По решению Царя на новых переселенцев не распространялся манифест от 1801-го года о признании крепости переселенцами. Им дали определенный статус. На армянских переселенцев устанавливался с каждого местного жителя-армянина налог 1000 рублей в год. После этого постепенно начался возврат армян.
– Если бы не сумели отбить Эчмиадзин, что стало бы с храмом?
– На это есть объяснение Нерсеса Аштаракеци: ”Если бы Аббас Мирза занял и разрушил святой Эчмиадзин, то я бы его вновь восстановил весь в золоте”.
–Давайте поговорим про образование Армянской области как административной единицы, на основе которой впоследствие образовались Первая и Вторая республики.
– В ходе военной кампании имелись различные предложения. Отметим, что в 1826-ом году, когда Царь послал Паскевича помогать Ермолову, Царь отдал наказ: “Постарайся любыми средствами занять Ереван”. В Ереванской области была создана Армянская область. Уже в 1827-ом году 1 –го июня дипломатический представитель внешнеполитического ведомства Хачатур Лазарев имел возможность представлять на усмотрение Царя разные проекты. И вот первый раз там он говорит о возможности возрождения древнего Армянского царства. Потом подключается Нерсес Аштаракеци, другие армянские патриоты, которые стали отстаивать эту точку зрения. Когда закончилась война и был подписан мир, Хачатур Лазарев опять подал записку, где поднял вопрос об образовании государственности и попросил Царя возложить на себя знаки армянского царя Трдата Великого и решить вопрос государственного образования. В то время существовал комитет 1826-го года. Он занимался рассмотрением бумаг, которые остались от царя Александра Первого. Там было обращено внимание на существование отдельной Бесарабской области. Поэтому, когда руководитель этого комитета внес предложение упразднить эту область, царь Николай Первый возразил следующее: “Там же живут молдоване. У них свой язык и законодательство” и отказался соединить Бесарабскую автономную область с Одесской губернией. Такой подход был обусловлен тем, что в Российской державе в отличие от марксистского подхода существовал определенный опыт решения национальных вопросов. Об этом свидетельствует наличие царства Польского, Великого княжества Финляндского с парламентом, со своим законодательством.
Царь Николай Первый был приятелем Паскевича. Эти реалии и политические интересы, – а они требовали симпатии армянского населения к России во время надвигающейся русско-турецкой войны, которая начнется в апреле, повлияли на исход.
Другой вопрос, что не произошло наполнение теми порядками, что планировали наши патриоты: принятия законодательства Мхитара Гоша и самоуправления, которое существовало для русских общин в составе России: в Астрахани, Новом Нахиджеване, Крыму, с использованием армянского языка.
Этому помешали обстоятельства: личные отношения Паскевича с Красовским и с Нерсесом Аштаракеци.
В 1846-ом году Кавказский комитет принял предложение председателя комитета, военного министра Чернышова о необходимости нивилировать название губернии. Поэтому 6-го декабря в 1846-ом году были созданы Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская, а 1-го января 1850-ом году открылась Эриванская губерния.
Так, сцепление личных отношений, а также политических и военных сказалось на развитии той или иной административной формы.
– Армяне и русские принадлежат к общей Византийской цивилизации, у нас восточно-христианская религия. Вы как историк, основываясь на историческом опыте, каким Вам видится сегодняшние армяно-российские отношения? Какую позицию Армения должна занимать по отношению к России? Должна ли идти на дальнейшее сближение, углубление интеграции.
– Мы относимся к Православной цивилизации, между нами нет различий. Мы являемся представителями древнего Православия, куда входят коптская, эфиопская церкви и т.д.
Наш Католикос Гарегин Второй представляет эти церкви в Альянсе христианских церквей и у него очень дружественные отношения с Патриархом Кириллом Вторым. Так что у нас нет никаких проблем в отношениях с русской церковью, мы та же самая христианская линия, представители той же самой цивилизации в макроразмере. И ничего не мешает нам отстаивать наше единство и братство. Мы были с Россией, есть и будем.