Грузия

Оппозиционные партии требуют и активно продвигают идею ввода ограничений для российских и белорусских граждан. В том числе речь идёт об ограничениях на приобретение имущества, а также о введении визового режима с Россией. Данный вопрос стал очередным «камнем преткновения» для правительства Грузии и оппозиционных политических сил во главе с Единым национальным движением. Лидеры партии «Грузинская мечта— демократическая Грузия» осудили действия оппозиции, назвав их деятельность «позорной ксенофобной кампанией». Власти Грузии обещали защищать права человека и не приемлют ограничений или разжигания ненависти в обществе.

Отношения между Тбилиси — Брюсселем, Тбилиси — Вашингтоном переживают напряжённый период. Во-первых, отделившиеся от правящей партии и основавшие общественное движение депутаты критикуют западных послов, в частности посла ЕС и США. Ранее критику в адрес бывшего посла ЕС Карла Харцеля себе позволил председатель «Грузинской Мечты» Ираклий Кобахидзе, отметив, что посол в большей степени вредил отношениям Тбилиси и Брюсселя, нежели способствовал получению Грузией статуса кандидата на вступление в ЕС. Отделившиеся депутаты не единожды публично обратились к послу США Кели Дегнан, критикуя ее деятельность и позицию по внутриполитической ситуации. Её открыто обвинили в соучастии в разработке революционного сценария в стране.

Брюссель продолжает хвалить Грузию за успешные реформы, при этом представители ЕС напоминают Тбилиси о недочётах на пути демократизации. К олигархическому теневому правлению добавилось и то, как отметил Дж. Боррель, что в стране проблемы с правами человека, верховенством права и управлением. Посольство США разработало и предложило рекомендации к нашумевшей судебной реформе, а Венецианская комиссия осудила законопроект о тайной слежке, принятый парламентом Грузии. Противоречия наблюдаются и в вопросе выбора народного защитника. Правящая партия исключила из рабочей группы по вопросам выборов в парламенте Грузии неправительственную организацию «ISFED». Объяснили это тем, что неправительственная организация разрушило свой статус нейтральной организации, когда руководство призывало к смене власти в стране. Западные послы и проевропейский неправительственный сектор выступили с требованием вернуть «ISFED» в рабочую группу. К ним присоединилось дипломатическое представительство США. Данный вопрос вновь стал конфликтным для правящей партии, стремящейся отвоевать суверенитет и вынужденной вступать в полемику с диппредставительствами партнёров.

В аналогичном русле протекает вопрос возвращения имущества Бидзины Иванишвили, бывшего премьер-министра Грузии и основателя «Грузинской мечты». Швейцарский банк «Кредит Сюис», несмотря на судебное решение, отказывается возвращать деньги Иванишвили. Данный вопрос стал объектом общественного интереса, учитывая то, что Иванишвили обвиняют в теневом правлении и связями с Россией. Провластные эксперты и медиа-ресурсы, также аналитический центр, которым руководит адвокат Иванишвили Виктор Кипиани, часто публикуют тексты обличающие двойные стандарты в Европе и США.

Последней подобной публикацией стала статья об «агентах США и ЕС в Грузии», опубликованная на информационном портале ON.ge, которой уже впоследствии поделился провластный POST-TV. Смена риторики и возрастающее количество спорных вопросов являются индикаторами нарастающего противостояния. В том числе из-за того, что партнёры Грузии поддерживают и пытаются усилить «Единое национальное движение», их партии-сателлиты, неправительственные организации, связанные с оппозиционным флангом и получающие западные гранты.

Армения и Азербайджан

Армения развивает межгосударственные связи с Грузией. Как символ добрососедских отношений был открыт «Мост дружбы», на открытии которого присутствовали премьер-министры обеих стран. Также министр экономики Армении обратился к агентству морского транспорта Грузии за разрешением использовать черноморские порты для транспортировки грузов в российский порт «Кавказ». Ожидается возобновление паромов и увеличение потока перевозок. Сложная логистическая ситуация сложилась из-за постоянных пробок на КПП Верхний Ларс, что затрудняет вывоз армянской продукции в Россию. Поскольку через Грузию проходит единственный ныне доступный путь экспорта армянской продукции на российский и Евразийский рынок (ЕАЭС), то оптимальным является решение правительства Армении искать альтернативу сухопутному пути через Чёрное море.

В Армении имела место быть антироссийская риторика. В августе она была связана с пожаром в «Сурмалу», проевропейские и ряд провластных (в том числе проевропейских) экспертов и деятелей развивали дискурс о том, что Россия причастна к инциденту. Также подобная риторика не стихает, когда речь заходит о Карабахе. Эти же лидеры мнений, часто представляющие неправительственный сектор, обвиняют Москву в поражении Армении. Стоит отметить, что данной дискурс не доминирует в армянском обществе, тем не менее его стремятся активно развивать и навязывать через СМИ и интернет-площадки.

Как показывает опыт соседней Грузии, в Армении за антироссийскими настроениями стоят эмигрирующие оппозиционеры или активисты. Если в Грузии это Егор Куроптев и его «Свободная Россия», то в Армении активность проявляет «Антивоенный комитет России Ковчег».

Также бытует мнение, что власти Армении активизируют своих экспертов, поддерживая их в медийном пространстве, дабы переложить ответственность за поражение в Карабахе на Россию. Поскольку антиправительственные настроения в Армении имеют тенденцию нарастать, а оппозиция использует поражение в войне в качестве главного оружия против действующих властей, премьер-министр и его команда нуждаются в ином виновнике.

На фоне проявляющихся антироссийских настроений экономические, политические и общественные связи между Арменией и Россией говорят об их тесной связи. После введения санкций многие российские компании и граждане переехали в Армению, что позитивно сказалось на бюджете страны, на притоке валюты и росту квалифицированных кадров. Интенсивно проходили встречи представителей Армении и России на разных уровнях, вплоть до региональной дипломатии, когда губернатор Омска прибыл с визитом в Ереван. 24-26 августа представители более 40 российских компаний провели встречи с армянскими коллегами. В сентябре планируется бизнес-визит вице-премьера Алексея Оверчука.

Азербайджан и Армения продолжают переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта. За прошедший месяц две рабочих встречи представителей республик — одна прошла в Брюсселе, а вторая встреча азербайджано-армянской государственной комиссии по делимитации и демаркации границ состоялась в Москве.

Встреча в Брюсселе состоялась при посредничестве спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Тойво Клара. Работа комиссии в Москве прошла в МИД РФ в закрытом формате. На встрече в Москве удалось договориться о третьей встрече.

Азербайджан активно работал на дипломатическом треке. Состоялось несколько государственных визитов на высоком и высшем уровнях. Ильхам Алиев совершил визит в Турцию.  В свою очередь Баку принимал президента Казахстана Касым-Жомарт Токаева, главу МИД Алжира. Состоялись телефонные разговоры с президентом Европейской комиссии Шарлем Мишелем и президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Если государственный визит в Турцию носит символический характер, говорящий о дружеских отношениях Баку и Анкары, то остальная активность Баку лишь отражает многовекторность азербайджанской дипломатии, позволяющая лавировать и встраиваться в трансрегиональные проекты. Будучи одним из альтернативных источников энергоносителей для Европы, Азербайджан также является одним из ключевых путей их транспортировки из Каспийского региона. Налаживание транспортных коммуникаций и рост транзита через Азербайджан позволит странам Центральной Азии стать источником энергобезопасности Европы, однако, по оценке многих экспертов, сложно представить, чтобы это стало полноценной альтернативой российским маршрутам.

Турецкая республика продолжает поддерживать мирное урегулирование между Баку и Ереваном. Разблокировка транспортных путей отвечает интересам Анкары, стремящейся к статусу энергетического хаба в регионе. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу подчеркнул, что нормализация армяно-турецких отношений напрямую связана с мирным урегулированием между Баку и Ереваном.

Азербайджан активно работает с партнёрами. После визита Урсулы фон дер Ляйн, определённо обсуждавшей вопросы поставки энергоресурсов в Европу, Баку может более уверенно вести себя на переговорах с Ереваном, поскольку в данной ситуации Брюссель будет вынужден учитывать интересы Азербайджана в купе со своей энергозависимостью от углеводородов Каспия. Разумеется, это вопрос перспективы, поскольку официальных заявлений нет, однако контакты на высоком и высочайших уровнях являются индикаторами данной перспективы.

На данный момент приоритетом внешней политики Азербайджана являются Карабах и сохранение независимости в формулировке политической повестки. Азербайджанскую дипломатию характеризует многовекторность и способность выстраивать партнёрские отношения с разными центрами силы, что наблюдается главным образом в ходе азербайджано-армянских переговоров. Другой важный вопрос для Баку — исторический шанс, воспользовавшись которым станет возможно избавиться от критики ЕС и увеличить экспорт и транзит углеводородов.