Спустя вот уже 4 года после «бархатной революции» и смены власти в Армении между правящей элитой и журналистами все чаще происходят разногласия.

15 сентября в Армении произошла ссора между депутатом от «Гражданского договора» Кристине Погосян и журналистом MediaHub Ани Геворкян. Депутат едва не запустила в журналиста телефон. После этого сотрудники госохраны силой вывели журналиста из здания НС.

После произошедшего в беседе с журналистами Ален Симонян заявил, что не собирается рассматривать поведение депутата Кристине Погосян, и что он намерен руководствоваться новыми положениями регламента НС, согласно которым подлежат выдворению журналисты, мешающие работе парламента․«Давно было пора это сделать. Слава Богу, мы уже приняли закон», – заявил Ален Симонян.

Данный инцидент вызвал широкий резонанс среди армянской общественности, тем более что это не первый случай нападения, а также поставил серьезный вопрос относительно свободы журналистской деятельности и в целом свободы слова в стране.

В беседе с «Джейран Медиа» армянский политолог Айк Халатян отмечает, что подобные действия происходят не в первый и не в последний раз.

«Власти, которые допустили множество провалов не хотят общаться с оппозиционными СМИ. Всячески избегают их. Власть опасается оппозиционных журналистов и поэтому такие скандалы возникают постоянно. Несмотря на бойкот оппозиционных СМИ со стороны власти, они продолжают свою работу», – отметил эксперт  

Действительно, подобного рода случаи происходят в Армении довольно часто, журналисты все чаще становятся мишенью для представителей властей. Так, например, в 2021 году было сразу несколько громких случаев. В частности, депутат блока «Мой шаг» Андраник Кочарян накричал и оскорбил журналиста телеканала Armnews; пресс-секретарь премьера Мане Геворкян отказалась отвечать на вопросы корреспондента газеты «Грапарак», нападение и агрессия со стороны министра высокотехнологичной промышленности Акопа Аршакяна и т.д. И это лишь некоторые из них. Такого рода примеры дают нам четкое понимание того, что власть враждебно относится к СМИ, пытающимся донести до общества все те проблемы, ошибки и недостатки, которые допускает Пашинян и его партия.

По словам армянского политолога Норайра Дунамаляна, свобода слова в Армении доведена до некоторой крайности. Этим пользуются провластные, оппозиционные и даже внешние игроки, пытаясь всем этим манипулировать

Журналистская деятельность и СМИ в Армении

Властная элита в лице Никола Воваевича очень часто пытается скрыть от общественности «нежелательную» информацию. Вспомнить хотя бы начальный этап пандемии в 2020 году в Армении. Тогда власть объявила войну фейковым новостям. Были случаи, когда спецслужбы требовали удалить посты в соцсетях известных врачей и деятелей культуры, чтобы не сеять панику среди населения.

Общественное телевидение Армении, которое также является сторонником идей и инициатив действующей власти, следовала такому же примеру.

Тут же стоит отметить и то, что любая критика раздражает государственные органы, а премьер-министр Пашинян не раз заявлял о коррумпированности 99% из 70% журналистов. В стране ведется активная борьба с инакомыслием и редакционной политикой многих СМИ. Многие темы находятся под грифом табу и крайне нежелательны для правительства.

«Табуированные темы относятся к реалиям, которые возникли после поражения во второй карабахской войне, и касаются тех шагов, на которое идет правительство. Правительство с большой осторожностью представляет те условия, которые ведут к уступкам с армянской стороны. Мы могли видеть это на примере оккупации дороги Горис-Капан, передаче Лачинского коридора под контроль Азербайджана и т.д. Многие вещи не представляются общественности, и как следствие возникает некий общественный шок», – отмечает в беседе с «Джейран медиа» политолог Норайр Дунамалян. 

Уже с началом второй карабахской войны правящая элита начала активную фазу по борьбе со СМИ. Указ, принятый 8 октября 2020 года, запрещал публикацию информации, критикующей правительство, государственных служащих и местные администрации, а десятки организаций и частных лиц были вынуждены удалять посты в социальных сетях или платить штрафы за нарушение военного положения.

Изменения, затрагивающие функционирование армянских СМИ, продолжились и в 2021 году – 24 марта Парламент принял разработанный вице-спикером Аленом Симоняном проект изменений в Гражданском кодексе, которые предусматривают увеличение размера штрафов за оскорбление и клевету. В результате максимальный штраф за возмещение ущерба, присуждаемый по делу об оскорблении, увеличился с одного миллиона до трех миллионов драмов.

Другие интересные и довольно губительные для СМИ поправки предложил Артур Ованнисян. Поправки изменяют закон о СМИ несколькими способами, в том числе добавляют требования к средствам массовой информации представлять финансовые отчеты и раскрывать информацию о своей собственности. Но наибольшее внимание было уделено поправке, согласно которой СМИ будут нести ответственность за клевету, если они ссылаются на неназванный источник, который, как считается, кого-то оклеветал или оскорбил.

2022 год стал еще более драматичным. 25 мая парламент Армении одобрил поправки к закону о СМИ. Согласно поправкам, аккредитация журналиста в Армении может быть прекращена не только по заявлению средства массовой информации, которое он представляет, но и по заявлению аккредитовавшего его государственного органа.

Все вышеперечисленное, конечно же, вызывает вопросы о свободе журналистской деятельности и в целом о доступе и получении объективной информации.