В беседе с «Джейран Медиа» директор Центра истории Кавказа, политолог Ризван Гусейнов поделился своим видением относительно первого саммита ЕПС, встречи Ильхама Алиева и Никола Пашиняна при посредничестве Эммануэля Макрона и Шарля Мишеля, а также о возможности достижения мира на Южном Кавказе.

— 6 октября в Праге состоялся саммит Европейского политического сообщества. Как Вы оцениваете данный саммит? Какие основные цели он преследует? И будет ли это сообщество долговечным, учитывая текущую кристаллизацию международных отношений и внутренние проблемы в ЕС?

— Следует отметить, что сама идея саммита Европейского политического сообщества предложена президентом Франции Эммануэлем Макроном. Это попытка ответить на новые вызовы и реалии, которые складываются как на европейском континенте, в самой Европе, так и вокруг нее. Учитывая, что это новый формат, еще не обкатанный, то об эффективности данного формата говорить преждевременно. Но в любом случае это была хорошая возможность на фоне боевых действий, войн и конфликтов в разных точках Евразии собраться и обсудить вопросы.

— На полях саммита Европейского политического сообщества состоялась четырехсторонняя встреча Ильхама Алиева, Никола Пашиняна, Эммануэля Макрона и Шарля Мишеля. После этого состоялись переговоры премьер-министра Пашиняна президентом Турции Эрдоганом. Какие основные выводы можно сделать по итогам данных встреч?

— Центральной встречей и мероприятием этого саммита стала четырехсторонняя встреча Ильхама Алиева, Никола Пашиняна, Эммануэля Макрона и Шарля Мишеля, а также Эрдогана и Пашиняна. Очень важно то, как себя позиционировали лидеры Турции и Азербайджана. Именно здесь стало видно, что президенты Турции и Азербайджана являются в том числе лидерами и для европейской площадки. Данное мероприятие позволило внести некоторую ясность в конфликтную ситуацию между Арменией и Азербайджаном, в вопросы нормализации отношений между Турцией и Арменией. Треугольник Турция-Азербайджан-Армения, а также посредничество Франции и ЕС помогли прийти к некому консенсусу и принять итоговый документ относительно ситуации между Азербайджаном и Арменией и нормализацией отношений между Турцией и Арменией. Особой юридической силы у этого документа нет, но были согласованы некоторые моменты. То, что было обсуждено и договорено в Праге нисколько не исключает возможный виток военно-политического напряжения на границе между Арменией и Азербайджаном. Конечно же, интересным фактом стало то, что Армения согласилась на мониторинговую миссию со стороны ЕС, которая будет мониторить то, что считается границей между Арменией и Азербайджаном, потому что на данный момент нет четкого признания и четкой границы. В любом случае сразу же стало ясно, что в Москве очень напряженно восприняли то, что Армения фактически пошла на поводу и приняла все пункты, которые им предложила европейская сторона. Фактически Европа пытается перетянуть не себя роль модератора. И именно поэтому вслед за саммитом в Праге и президент Армении, и президент Азербайджана отправились в Санкт-Петербург, где было продолжено обсуждение с участием президента России Владимира Путина путей выхода из кризисных ситуаций.

— Армения выразила согласие поддержать гражданскую миссию ЕС вдоль границы с Азербайджаном. Азербайджан же в свою очередь согласился сотрудничать с указанной миссией в той мере, в которой это будет уместно. Что это значит для региона и армяно-азербайджанских отношений в целом?  

— Данная миссия будет проходить на территории Армении. Никакого отношения к Азербайджану она не имеет. Я думаю, что это создает конфликт интересов, потому что границы Армении охраняют российские пограничники, ФСБ России, и в целом за безопасность Армении несет ответственность Министерство Обороны России и 102-ая база в Гюмри. Поэтому непонятно, каким образом европейская миссия будет осуществлять какие-то меры по безопасности Армении. Армения является стратегическим союзником России, и в этом формате, я думаю, что появление третьей стороны на территории Армении, которая якобы будет обеспечивать безопасность, вызовет напряжение в отношениях между Москвой и Ереваном.  

— По словам Алиева, мирный договор может быть подписан уже в конце текущего года. Что это значит в реальности? Наступит ли мир на Кавказе?

— Конечно, самый оптимистичный прогноз, что уже к ноябрю будет приблизительный текст мирного договора, который будет обсуждаться, и уже к концу года состоится подписание мирного договора. Мир на Кавказе, к сожалению, документами никогда не получается. Для этого нужно, чтобы Армения полностью отказалась от реваншизма в отношение Азербайджана. И для этого нужно, чтобы внешние силы не потакали этому реваншизму Еревана. Если данные вопросы будут решены, то, конечно же, устойчивый мир будет достигнут.