В беседе с «Джейран Медиа» политолог Арман Гукасян поделился своим видением относительно визита секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна во Францию и Германию, попытках ЕС подорвать миротворческие усилия России, а также о кризисе европейского посредничества в армяно-азербайджанском вопросе. 

— Секретарь Совета безопасности Республики Армения Армен Григорян 28-29 ноября находился с рабочим визитом во Франции и Германии. Как Вы оцениваете данный визит?

— Я считаю, что Запад продолжительное время пытается делать все, чтобы стать посредником между Арменией и Азербайджаном. Мы знаем, что и брюссельский формат так создавался. США и ЕС изначально пытались перетянуть одеяло на себя и попробовать вытеснить Россию из переговорного процесса. Однако именно Россия стала модератором переговорного процесса, и такое большое внимание со стороны Запада обусловлено той логикой, которую активно продвигают европейские страны. Я считаю, что они будут делать все возможное, чтобы убедить армянскую сторону, что именно они являются хорошими посредниками, а не Россия. Но мы прекрасно понимаем, что Запад всегда ограничивается только заявлениями. Мы видим, что на границу прибыли европейские наблюдатели. Эти наблюдатели, находясь на армяно-азербайджанской границе, никак не влияют на ситуацию. Азербайджанские вооруженные силы каждый день обстреливают территории Армении – и ничего. В этом плане мы видим, что эти наблюдатели просто там находятся и не предпринимают никаких действий. Как только происходит маленькая провокация в Карабахе, то сразу прозападные политические силы упрекают российских миротворцев в том, что они бездействуют. А где они сейчас? Почему они не упрекают европейских наблюдателей, при которых в каждодневном режиме Азербайджан нарушает режим прекращения огня?

— Чем этот визит был важен для Армении? Какую роль Германия может сыграть в армяно-азербайджанском вопросе?

— Здесь скорее речь идет о коллективных усилиях всего Запада. Однако рассчитывать на то, что посредничество Запада может сыграть конструктивную роль в деле стабилизации региона или окончательного достижения мира, не стоит. Запад хочет не стабилизировать ситуацию и достичь долгосрочного мира в регионе, а вытеснить Россию и российские интересы из региона. И самое главное, они хотят сделать все это в обход России. Если в Карабахе стоят российские миротворцы, если Россия является модератором переговорного процесса и если именно Россия приостановила войну, то как можно достичь мира в обход России. В этом плане роль Запада не логична.

— В рамках визита во Францию секретарь Совбеза Армении Армен Григорян встретился с сопредседателем МГ ОБСЕ от Франции Брисом Рокфо. Как Вы оцениваете данную встречу? Можно ли говорить о возврате к Минскому формату?

— Я считаю, что данный формат был разрушен благодаря усилиям Запада. Об этом заявлял и Министр иностранных дел России Сергей Лавров. Не Россия отказалась от Минской группы, а они. Поэтому я считаю, что возврата к Минскому формату не будет. Этот формат терпит большой, глубокий кризис.

— 25 ноября стало известно, что запланированная на 7 декабря встреча Алиева и Пашиняна в Брюсселе была отменена. Это было обусловлено тем, что премьер Армении Никол Пашинян дал согласие на встречу при условии участия в ней французского президента Эммануэля Макрона, на что последовал резкий ответ со стороны Азербайджана. Как Вы считаете, пошатнет ли это процесс мирного урегулирования? И ставит ли это под вопрос эффективность европейской дипломатической медиации?

— Известно, что президент Франции придерживается проармянской позиции. Алиев заявлял, что больше Франция не может участвовать в переговорном процессе. Да, я считаю, что это создает определенные риски. Это может пошатнуть именно переговорный процесс по части посредничества европейцев. Я еще раз могу сказать, что вопросов в рамках брюссельского формата очень много. Чем больше становится участников переговорного процесса, тем больше этот процесс осложняется. Я считаю, что в этом плане российское посредничество изначально было очень правильным. Россия не раз заявляла, что в трехстороннем порядке этот вопрос будет решен и появление новых участников этого процесса только будет осложнять это дело. Так и получилось. Появился Шарль Мишель, ЕС, Вашингтон, начали приглашать министров иностранных дел, секретарей совета безопасности. И процесс осложнился. Я считаю, что альтернативы российскому посредничеству нет. Я считаю, что этот вопрос окончательно может быть урегулирован только при посредничестве России и лично Владимира Путина. В ближайшем будущем мы увидим, что кризис европейского посредничества будет налицо. И всем будет понятно, что российское посредничество – это единственное правильное, с точки зрения достижения окончательного мира и стабильности в регионе.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель