Пресс-клуб «Джейран медиа» побеседовал с экономистом и представителем организации «Солидарность во имя мира»Георгием Иремадзе, в беседе удалось затронуть повестку в российско-грузинских отношениях, текущую международную обстановку, а также перспективы создания новой валютной зоны, напрямую связанные с глобальными процессами и геополитическими трансформациями в Евразии.

— Георгий, Вы принимали участие в российско-грузинском форуме в Москве. Какие у Вас ожидания по итогам встречи? Планируется ли развитие подобного формата диалога? 

— 7 декабря в Москве прошел форум – «Российско-грузинские отношения и перспективы их развития», организаторами которого выступили представители Комитета по СНГ, Евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы РФ. С грузинской стороны соорганизатором выступила грузинская общественная организация «Солидарность во имя мира», представители которой выступили с докладом на форуме, где также присутствовали бывшие депутаты, политологи и эксперты с нашей стороны.

Впервые за долгое время парламентские представители двух стран и члены общественных организаций собрались, чтобы открыто обсудить актуальные вопросы, а именно: отмену визового режима, восстановление прямого авиасообщения и экономических отношений между Россией и Грузией. Стороны согласились, что необходимо восстановить дипломатические отношения между двумя странами. Несмотря на неблагоприятную политическую обстановку, дружеские отношения и связи не прекращались. Леонид Калашников, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам СНГ и евразийской интеграции, подчеркнул важность данного мероприятия и пожелал участникам плодотворной работы. По его словам, отмена прямых рейсов, введение визового режима и экономических ограничений существенно усложняют жизнь рядовым гражданам. Пора садиться за стол переговоров. Должны быть предприняты шаги, которые позволят нам восстановить старые и крепкие дружеские отношения, которые всегда существовали между нашими странами.

По итогам форума было принято решение о подготовке совместного обращения к главам государств с предложениями относительно восстановления прямого авиасообщения между Россией и Грузией, а также отмены визового режима для граждан Грузии. Безусловно, в дальнейшем встречи в таком формате будут продолжаться и будут обсуждаться необходимые для двух стран вопросы, что очень важно, особенно в свете того, что дипломатических отношений нет, а диалог в таком формате необходим.

— Нынешний международный расклад сил и постепенный крен в системе межгосударственных отношений по линии Восток-Запад говорят нам, что мир не будет прежним. Как данные процессы скажутся на Южном Кавказе? 

— Да, я полностью согласен с мнением, что нынешние процессы в мире настолько коренным образом меняют баланс сил между сверхдержавами, что, думаю, существенно изменится геополитическая ситуация. События вокруг Украины нам это хорошо показали, и происходящее буквально разделило мир на два политических лагеря. С одной стороны, «Евроатлантический блок» пытается расширить сферу своего влияния на Евразию и другие континенты, используя «цветные революции» и даже военные интервенции, несмотря на то, что они нарушают международные нормы.

С другой стороны, интервенциям «Евроатлантического блока» противостоят страны, объединенные в такие организации, как «Евразийский союз», ШОС и БРИКС. Следует отметить, что сегодня российская военная техника и армия на шаг опережает армию и военную технику США, например, российские сверхзвуковые ракеты, аналоги которых нет у американцев. Поэтому события вокруг Украины не закончатся в пользу «Евроатлантического блока», то есть, я уверен, что Россия освободит народ Украины от тех, кто организовал кровавый Майдан в Киеве в 2014 году и изгнал законную власть.

На фоне этих событий происходящее на Украине, в том числе с экономической точки зрения, может частично отразиться на Южном Кавказе. Мы должны быть очень осторожными и сохранить мир и стабильность в регионе.

— Идея ухода от доллара как международной резервной валюты озвучивалась и ранее. Однако сейчас данный вопрос становится одной из основных повесток дня. Какие перспективы у рубля как региональной резервной валюты? 

— Да, об ослаблении доллара в последнее время говорят многие экономисты, что имеет под собой серьезные основания. К сожалению, большинство стран мира зависят от доллара и находятся в его финансовой системе, а альтернативная система пока не сформирована. Однако, например, в России уже создана платежная система «Мир», которая является альтернативой SWIFT-а и наращивает свое влияние в регионе. Если не ошибаюсь, к системе «Мир» собирается присоединиться и Индия.

Я думаю, что в будущем Россия создаст свою валютную зону, которая полностью заменит доллар, а рубль станет резервной и инвестиционной валютой в регионе, а у постсоветских стран, как и у других государств, появится возможность выйти из нестабильной долларовой валютной системы и присоединиться к рублевой валютной зоне, что будет началом экономического развития для этих стран, т.к. рубль обеспечен золотым запасом и природными ресурсами, которых доллару реально не хватает, а это ведет к постоянной инфляции, нестабильности и экономическому спаду. Поэтому как экономист я четко вижу, что рубль как региональная валюта имеет серьезные перспективы на будущее.

— Какую роль может сыграть консультативная платформа «3+3» в процессе создания новой валютной зоны? Официальный Тбилиси пока не проявлял интереса, в каком случае Грузия пойдёт на участие в данном формате? 

— Я считаю, что формат «3+3» очень важен для экономического развития региона. Например, сотрудничество в направлении торговли и расширение транспортно-торговых связей между шестью странами – это шаг вперед, и в этом заинтересованы все. Можно сказать однозначно, что, как и «Евразийский союз», данный формат будет стимулом для создания рублевой валютной зоны, для чего необходимо определенное количество населения, не менее 500 млн человек, то есть население стран, которые войдут в валютную зону, и, я думаю, что населения постсоветских стран, а также населения Турции, Ирана и ряда других стран будет вполне достаточно.

На данном этапе правительство Грузии воздерживается от участия в формате «3+3». Думаю, причина этого в том, что официальный Тбилиси настолько зависим от Запада, в том числе от долларовой системы, финансовых потоков и т. д., что, если сегодня правительство нашей страны пойдет наперекор требованиям Вашингтона и Брюсселя и присоединится к упомянутому формату, скорее всего, последуют санкции, – и так уже идет давление и обвинения властей Грузии в антизападном политическом курсе. Поэтому в данный момент наша страна до сих пор не может присоединиться к региональным проектам. Но долго так продолжаться не будет: вероятно, из-за кризиса Запад ослабеет настолько, что у Грузии появится возможность освободится от их влияния, и тогда правительство будет действовать более свободно.

— С учётом международного и регионального контекстов, каковы Ваши прогнозы для грузино-российских отношений?

— Находясь в Москве 30 ноября в рамках мероприятия Фонда Горчакова, я был на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, где он достаточно развернуто и позитивно высказался о Грузии. Как я уже отметил, 7 декабря мы были на «российско-грузинском» форуме, где мы с коллегами выступили с обширным докладом и обсудили с российскими депутатами грузино-российские отношения и перспективы на будущее. Мы четко увидели, что российская сторона заинтересована в восстановлении добрососедских отношений между нашими странами, и видны конкретные шаги. Это для Грузии имеет большое значение, и мы со своей стороны делаем все возможное для общего дела.

Нужно отметить, что Россия и Грузия – исторические союзники. С 1801 по 1990 год, с момента вхождения Грузии в состав Российской империи, а затем в состав Советского Союза, т.е. почти 200 лет русский и грузинский народы жили и сосуществовали в одном государстве. Поэтому нет оснований для разногласий, наоборот, необходимо установить союзнические отношения между Россией и Грузией, и, я думаю, это обязательно произойдет в ближайшее время.