В беседе с пресс-клубом «Джейран Медиа» политолог Арман Гукасян поделился своим мнением относительно текущей ситуации в Лачинском коридоре, о тех целях, которые преследуют Азербайджан и Запад, а также о тех колоссальных усилиях, которые прикладывает Россия для стабилизации ситуации.

— Ситуация в Карабахе все больше приближается к гуманитарной катастрофе. Уже неделю как перекрыт Лачинский коридор. Какие цели преследует каждая из сторон и при каких условиях будет открыта дорога?

— Безусловно, цели сторон диаметрально противоположны. У Азербайджана цель – держать эту дорогу перекрытой как можно дольше. У Армении – чтобы дорога была открыта, потому что гуманитарная катастрофа очень близка. Но, конечно же, ситуация очень глубокая. Здесь не только Азербайджан является той страной, которая перекрыла дорогу, тут все гораздо серьезнее. Я считаю, что здесь кроме того, что «торчат» турецкие «уши», также есть и британские. Дело в том, что есть ситуация с рудниками, которые азербайджанская сторона летом этого года продала Британии. Туда входят и рудники, которые находятся в Мартакертском районе. Это рудники Дрмбон и Кашен. Британцы пытались туда попасть, но благодаря российским миротворцам этого сделано не было, что, собственно, и привело к обострению и провокациям.

— Можно ли назвать текущую ситуацию в Лачине попыткой воспользоваться отвлеченностью России на другие проблемы?

— Я считаю, что, конечно же, многие силы в регионе пытаются воспользоваться тем, что якобы Россия не держит руку на пульсе и сильно занята на Украине. Безусловно, Россия занята на Украине, но мы видим в эти дни, как Россия действительно аккуратно контролирует ситуацию, без всяких перегибов. Эти силы хотят, чтобы Россия повелась на эту провокацию и чтобы российские миротворцы использовали силу. После этого будет то, что Азербайджан официально откажется или начнет риторику по отказу от российского посредничества в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. В добавок мы знаем, какие амбиции есть у Турции, которая хочет стать модератором и миротворцем в этом конфликте.

— Как Вы оцениваете усилия российских миротворцев по разблокировке дороги?

— Усилия, конечно же, оцениваю положительно. Я считаю, что не в интересах Армении, чтобы российские миротворцы использовали силу. Сила всегда приводит к непредсказуемым последствиям. Всегда будут те, кто захочет этим воспользоваться. Я считаю, что сегодня российские миротворцы выполняют свои задачи, но многие силы заинтересованы в том, чтобы регион полыхал и был дестабилизирован.

— В октябре текущего года Европейский Совет развернул миссию по мониторингу ситуации на армяно-азербайджанской границе, которая официально была завершена 19 декабря. Как Вы оцениваете итоги работы двухмесячной мониторинговой миссии ЕС? Каких результатов удалось достичь и будет ли миссия продлена?

— Двухмесячные итоги мониторинговой миссии я оцениваю как неудовлетворительные. Нахождение данной миссии никак не привело к тому, что на границе перестали стрелять. Азербайджан практически в ежедневном режиме продолжал обстреливать армянские позиции. Ну и, конечно же, каких-то изменений в этом направлении после появления миссии мало кто смог заметить, потому что их попросту нет. Что касается продолжения миссии, то под какими-то непонятными доводами, что мол в следующем году она будет постоянная, от нее отказались. Я считаю, что говорить о каких-то успехах не приходится.

— На днях в Ереване побывал глава британской разведки MI-6 Ричард Мур. В июле этого года с таким же визитом Ереван посетил глава Центрального разведывательного управления США Роберт Бернс. Как Вы оцениваете подобного рода визиты и на что они направлены?

— Участилось внимание к Армении со стороны специальных служб Запада. Визит Ричарда Мура я связываю именно с тем, что британцы очень обеспокоены ситуацией, которая возникла вокруг тех рудников, которые они приобрели у Азербайджана. Рудники Азербайджан продал британской компании «Anglo Asian Mining» за 3 миллиона долларов. В их списке также 2 ранее мною упомянутых рудника в Мартакертском районе. Недавно компания обратилась в международные структуры с просьбой оказать им поддержку для того, чтобы они получили доступ к этим рудникам. Поэтому я считаю, что визит Мура непосредственно связан с именно с этой историей и, безусловно, не носит положительного характера с точки зрения российско-армянских отношений. Мы видим, что на власти Армении оказывается серьезное давление, и визит главы ЦРУ Роберта Бёрнса тоже в определенном смысле имел целью подорвать российско-армянские связи. Запад, безусловно, преследует одну цель – вывод российских миротворцев из региона, из Карабаха, а в последующем уже и вывод российской базы из Армении со всеми вытекающими последствиями. Поэтому любые подобные визиты и контакты преследуют те глобальные политические цели, которые Запад реализовывает везде, в том числе и в нашем регионе.