«Всякий спектакль должен быть радостью для самих актеров, тогда он будет настоящей радостью и для публики. Иначе он, в лучшем случае, только отличное «искусство», всегда холодноватое, если не согрето прекрасным настроением актера».

В.И. Немирович-Данченко

Одни видели в нем преемника Александра Островского, другие — талантливого актера, но прежде всего Владимир Немирович-Данченко был прирожденным режиссером и педагогом.

Он поистине был одной из выдающихся фигур театра ХХ века, известным как новаторский театральный режиссер, писатель, педагог, драматург и продюсер. Немирович-Данченко вместе со своим знаменитым коллегой Константином Станиславским основал Московский Художественный театр и помог открыть новый жанр натурализма в театральной постановке и писательстве.

Основная черта дарования Немировича-Данченко – умение охватить театр в целом. Он не воспринимал театр вне связи с обществом, для него не существовало мелких деталей в театральной жизни. Именно ему принадлежит известный афоризм: «Театр начинается с вешалки».

Юность

Владимир Иванович Немирович-Данченко родился 23 декабря 1858 года в Озургети, на западе Грузии. Его мать была родом из Армении, а отец происходил из украинских дворян, владел имением в Черниговской губернии, служил подполковником на Кавказе.

В ранние годы семья перебралась в Тифлис, где юного Владимира Немировича-Данченко определили в гимназию.

В 1876 году Владимир Немирович-Данченко окончил гимназию с серебряной медалью. Из Тбилиси он отправился в Москву — поступать в университет. Сначала учился на физико-математическом факультете, потом перешел на юридический.

Театр, однако, оставался его самой большой любовью, и в это время Немирович-Данченко продолжал свою карьеру в качестве критика. Он писал рецензии на театральные постановки, — статьи публиковали в сатирических еженедельниках «Будильник», «Стрекоза», «Артист».

В своих обзорах Немирович-Данченко резко выступал против репертуара, принятого в Императорских театрах, критиковал игру актеров. «…Знаменитое русское искусство, провозглашенное Гоголем и Щепкиным, все более обрастало штампами, условностями, сентиментализмом и становилось неподвижным», — писал он.

Первый успех

В 23 года Немирович-Данченко написал первую пьесу — «Шиповник». В 1882 году ее поставили на сцене Малого театра. Позднее появилось произведение «На литературных хлебах», затем повести и романы, которые ставили в столичных и региональных театрах. Среди них «Мгла», «Старый дом», «Губернаторская ревизия», пьесы «Последняя воля», «Золото», «В мечтах», «Цена жизни» и «Новое дело». За последние две пьесы автору присудили Грибоедовскую премию. 

К началу 1890-х годов Владимира Немировича-Данченко знали как известного драматурга, критика и преподавателя: с 1891 года он работал в драматическом отделении Московского филармонического училища (ныне ГИТИС). 

Немирович-Данченко издал, помимо своих пьес, книгу по актерскому мастерству «Закулисная драма» в 1896 году, а также два художественных произведения «Губернаторский осмотр» и «Сны». «Сны» были последним художественным произведением Немировича-Данченко, так как к моменту публикации его творчество уже начало принимать новый, исторический виток.

Революция в театральном искусстве

«Театр, как и всякий большой художник, должен отзываться на благороднейшие течения современной жизни. Иначе он станет мертвым учреждением».

Владимир Немирович-Данченко всегда считал, что «театр должен быть воплощением духовной жизни человека, кафедрой народного воспитания». Осознавая плачевное состояние русского театра на рубеже ХХ веков, Немирович-Данченко договорился о встрече с независимым режиссером Константином Станиславским. Оба находились в поисках нового жанра или вида актерского мастерства, которые вдохнули бы новую жизнь в московскую сцену. 22 июня 1897 года у Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко состоялась восемнадцатичасовая встреча, которая началась в ресторане «Славянский базар» в Москве и закончилась на даче Станиславского. Они договорились создать «Московский Художественный театр» с актерским ансамблем и доступными ценами на билеты. Немирович отвечал за репертуар, а Станиславский за режиссуру.

Немирович-Данченко и Станиславский решили ставить только пьесы современных авторов, поднимающих острые темы, таких как Чехов и Горький. Игра артистов должна была быть максимально реалистичной.

Московский Художественный театр открылся 14 октября 1898 года спектаклем Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», имевшим большой успех. К сожалению, следующие несколько пьес потерпели катастрофические неудачи.

Состояние театра спас блестящий успех чеховской «Чайки», которую поставили в первом сезоне МХТ несмотря на то, что она провалилась в Александринском театре. 

«Чайка» была встречена с огромным энтузиазмом и оглушительными аплодисментами. Хотя эта работа была не первой пьесой, поставленной театром, именно она принесла ему славу.

После премьеры Чехов подарил Немировичу-Данченко золотой брелок в виде книги с гравировкой «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» 

Немирович-Данченко всегда поощрял театральные устремления Чехова и был идеальным драматургом для философии театра. Так началось долгое сотрудничество Чехова с МХТ, в рамках которого были поставлены знаменитые постановки «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». Помимо пьес Чехова, Немирович-Данченко также решил представить постановки Уильяма Шекспира, Герхарта Гауптмана, Генрика Ибсена, Максима Горького, Александра Островского и Федора Достоевского.

Немирович-Данченко способствовал привлечению внимания к драмам М. Горького – в 1902 году вместе со Станиславским поставил Горького «На дне». Ставил также «Одинокие жизни» Г. Гауптмана (1899), «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Г. Ибсена (1900), «Столпы общества» (1903), «Бранд» (1906), «Росмерсхольм» (1908).

В 1903 году Немирович-Данченко поставил трагедию Шекспира «Юлий Цезарь». Готовясь к постановке, он вместе с художником Симовым ездил в Италию. Режиссер воссоздает грандиозную историческую картину, заселяя сцену патрициями, рабами, римскими гражданами, сирийцами, египтянами, водоносами, ремесленниками, танцовщицами, — все они живут своей жизнью, вовсе не соотносящейся с жизнью Цезаря. Главным действующим лицом спектакля становится народ. В массовке было занято около 200 человек. И каждую фигуру массовки Немирович-Данченко охарактеризовал конкретно и точно.

В октябре 1910 года состоялась премьера спектакля «Братья Карамазовы» в Художественном театре. Режиссер открыл путь на сцену большой литературе.

«Если с Чеховым театр раздвинул рамки условности, то с «Карамазовыми» эти рамки вовсе рухнули, — писал Немирович-Данченко после премьеры. — Это не «новая форма», а это — катастрофа всех театральных условностей, заграждавших к театру путь крупнейшим литературным талантам».

Театр произвел революцию не только в актерском искусстве, проведя театр от манерного к естественному, но и произвел революцию в постановке пьес.

В постановках Художественного театра всё отражало жизнь. Этого принципа придерживались Немирович-Данченко и Станиславский. Даже звуковые эффекты были настоящими. Например, в одной чеховской пьесе за кулисами лаяла настоящая собака, щебетали птицы и чирикал сверчок.

Великая Октябрьская революция и первые гастроли

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед Немировичем-Данченко новые перспективы. Его вклад в развитие режиссерского искусства имел большое значение в утверждении социалистического реализма во МХАТе и в воспитании нового советского актера, носителя боевого и стойкого духа социалистического гуманизма. 

После Октябрьской революции 1917 года новый советский комиссар культуры Анатолий Луначарский поддержал Московский Художественный театр. Это, в свою очередь, позволило труппе театра выезжать за границу и давать спектакли в Европе и США. За океаном Немирович-Данченко встречался с американскими звездами, писал сценарии, заключил контракт с кинокомпанией United Artists Entertainment LLC и уже готовился к съемкам. Но в США режиссер не воплотил в жизнь ни одного проекта, как сказал он позже: «Творить можно только в России, продавать в Америке, а отдыхать в Европе»

Последние годы жизни

С 1940 года Владимир Немирович-Данченко председательствовал в комитете по Сталинским премиям в области литературы и искусств. В 1942 и 1943 году он и сам получил две Сталинские премии: за спектакль «Кремлевские куранты» и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы. Сам советский вождь часто бывал на спектаклях Художественного театра и покровительствовал ему.

25 апреля 1943 года режиссер, как всегда, работал: планировал репертуар на будущий сезон и писал мемуары. Это был последний день его жизни — 85-летний Немирович-Данченко скончался от сердечного приступа.

Одним из последних и наиболее важных вкладов Немировича-Данченко была организация Школы-студии МХАТ. Он понимал необходимость иметь школу или студию для подготовки будущих актеров, которые могли бы функционировать под покровительством и эгидой родительского театра, но при этом могли бы свободно экспериментировать и «развивать собственное понимание искусства». Школа-студия МХАТ открылась в 1943 году, в год смерти Немировича-Данченко.