Пресс-клуб «Джейран медиа» в рамках серии интервью по итогам года побеседовал с армянским политологом Арманом Гукасяном. В беседе с экспертом были рассмотрены наиболее актуальные вопросы для Армении и Южного Кавказа.

— Как Вы можете оценить итоги уходящего года? Каких результатов удалось достичь в регионе Южного Кавказа? И Как Вы оцениваете миротворческую деятельность России и Запада?

— Самое главное, я считаю, что более-менее в регионе наблюдалась стабильность. Да, стреляли, была напряженная ситуация, возникало много вопросов и проблем. Но самое главное, что благодаря России удалось в этом году поддержать мир и предотвратить начало большой войны в регионе. Это было достигнуто лишь благодаря России. Что есть благодаря Западу? Запад постоянно пытался как-то внести свой вклад. Но во что внести? Я бы не сказал, что он пытался внести свой вклад в мир, в стабильность. Я бы больше сказал, что Запад занимался перетягиванием одеяла на себя, перетягиванием инициативы из рук России, что приводило к постоянному накалу ситуации. Чем больше в процесс нормализации армяно-азербайджанских отношений входят третьи игроки, тем сложнее становится разрешить ситуацию мирным путем. Россия неоднократно повторяла, что этот вопрос должен быть урегулирован в трехстороннем формате. В том формате, в котором он был начат 9 ноября 2020 года. Еще раз повторюсь, что главный итог — это то, что удалось избежать начала крупномасштабной войны благодаря России.

— В текущем году российско-армянские отношения развивались достаточно интенсивно. При всем при этом со стороны армянской власти и общества нередко звучала и критика в адрес России и ее действий. Как Вы можете оценить текущий уровень двусторонних отношений? Каких успехов удалось достичь в политической и экономической сферах? И почему в двусторонних отношениях все чаще появляются острые углы?

— Российско-армянские отношения как на двусторонней, так и на многосторонней основе развивались очень активно. С точки зрения экономики у нас есть взрывная ситуация. Рост ВВП составил 13%, — рекордный в текущем году. Конечно, это благодаря приезду сюда российских релокантов и высокому уровню торгово-экономических отношений с Россией и ЕАЭС. Россия продолжает оставаться самым важным инвестором в армянскую экономику. Россия продает Армении газ по самой дешевой цене в мире. Такой цены нет нигде. Это происходит благодаря тому, что мы являемся стратегическими союзниками.

В политическом плане контакты на высоком и высшем уровнях в этом году зашкаливали и были очень интенсивными. Что касается сотрудничества в культурно-гуманитарной и других сферах, то здесь также наблюдались очень серьезные результаты и была проявлена высокая активность. Поэтому текущий год можно оценивать только положительно.

Есть, конечно же, и определенные недопонимания. Но я считаю, что эти недопонимания связаны с тем, что армянская власть не может определиться с тем, какого внешнеполитического курса она придерживается. Если она заигрывает с Западом, то это одно. Если она понимает, где подлинные интересы Армении, и понимает суть российско-армянских отношений и важность этих отношений сегодня, то это совершенно другое. Но пока я вижу постоянное метание из стороны в сторону, что кардинально противоречит национальным интересам страны и всего армянского общества. Это приводит к тому, что возникают определенные непонятные заявления, которые делаются со стороны представителей армянской власти, чтобы сгладить свои личные недочеты.

— На Ваш взгляд какие проблемы и недочеты наблюдаются в работе армянского правительства?

— Я считаю, что таких недочетов очень много. Реальные секторы экономики внутри Армении не очень сильно диверсифицируются и развиваются. Армения продолжает сидеть на предоставлении разных товарных услуг. У нас не развивается серьезным образом промышленность. Все это, конечно же, недочеты того правительства, которое сегодня существует.

Что касательно политики, то у власти нет четкой стратегии. Я вижу лишь большие недочеты как во внутренней, так и во внешней политике.

— Какие у Вас ожидания на 2023 год? Какого вектора внешнеполитической стратегии следует придерживаться Армении и армянскому руководству?

— Я ожидаю, что 2023 год будет нелегким. Он будет сложнее, чем нынешний. В будущем году в регионе нужно развивать те интеграционные проекты, которые существуют. Я хочу надеяться, что элита и руководство Армении будут более углубленно и рационально относится к тем процессам, которые происходят в регионе, и смогут выработать полноценную долгосрочную стратегию. Во главу данной стратегии я бы поставил российско-армянские отношения. Их следует сделать стратегически более важными, так как Армения не сможет в одиночку противостоять всем тем вызовам, которые накопились и которых будет еще больше в грядущем году.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель