В числе главных достопримечательностей Ташкента — дворец великого князя Николая Константиновича Романова, внука российского императора Николая I. Он находится в самом центре Ташкента, на проспекте Шарафа Рашидова. Дворец, являющийся жемчужиной зодчества XIX века, напоминает охотничий замок в лесу. На фоне современной урбанистической архитектуры столицы это здание сразу выделяется. Оно всегда привлекает внимание как жителей, так и гостей столицы, даже несмотря на то, что густо окружено большими деревьями — дубами и чинарами, посаженными еще XIX веке, и почти скрыто от взоров прохожих.  

Дворец

— Резиденция была создана в модном в то время стиле “модерн” архитекторами Вильгельмом Гейнцельманом и Алексеем Бенуа. К творениям Гейнцельмана в Ташкенте также относятся банк на сквере, здание, где сегодня располагается Министерство культуры, а также Фонд “Соглом авлод учун” и другие знакомые и любимые уроженцами столицы с детства постройки старого Ташкента, с мозаикой кирпичной кладки и, конечно, атмосферой величественности. Дворец Романова не случайно называют Малым Петергофом, ведь в Ташкенте князь сильно ностальгировал по Петербургу, и дворец в Петергофе в некоторой степени явился прообразом для резиденции в Ташкенте. Схема особняка имеет форму двуглавого орла — герба России, — рассказывает искусствовед Эльмира Ахмедова.  

Итак, перед входом во Дворец гостей встречает фонтан, увы, ныне не действующий. Изящный дом снаружи богато украшен ажурными решетками и высокими шпилями, необычной формы окнами и другими декоративными элементами. Парадные входы украшают большие фигуры собак и оленей. На одном из фонтанов фигуры гигантских жаб и других причудливых животных. Среди садовых скульптур, установленных перед дворцом, был мраморный атлант, держащий на плечах земной шар, привезен владельцем из парка в Павловске, а ныне находится в Музее искусств Узбекистана. 

Особое внимание обращает на себя внутреннее оформление: уже с первых шагов гость окунается в буйство красок и орнаментов. Некоторые узоры немного искажены и это придает атмосфере сказочности. 

Интерьер дополняла художественная мебель, сегодня входящая в коллекцию Государственного музея искусств Узбекистана. 

Правая часть дворца оформлена в европейском стиле, а левая — в восточном. 

Вокруг этого здания, его истории, а также биографии владельца всегда рождалось много легенд и домыслов.

Князь Романов в Туркестане

В XIX веке территория Туркестан, в который тогда входила и территория современного Узбекистана, был местом ссылки в царской России. Однако, как широко известно, многие ссыльные, приезжая сюда, влюблялись в этот край, его природу, людей и с удовольствием оставались здесь, и впоследствии приносили много пользы в развитии края. Так случилось и с великим князем Николаем Константиновичем Романовым, которому довелось прожить в ссылке в Ташкенте 40 лет, с 1882 года. Наряду с тем, что он был известным коллекционером и любителем охоты, он был хорошим специалистом–  ирригатором и за время жизни в Ташкенте, немало внимания уделял строительству каналов. При этом, Николай Константинович в Туркестане не занимал государственных должностей.  

— Князь Романов впервые попал Туркестан в 1873 году во время Хивинского похода (военная экспедиция войск Российской империи с целью покорения Хивинского ханства в 1873 году — примечание редакции). С тех пор он был очарован Востоком, стал интересоваться историей Центральной Азии. Князь во многом помог развитию оросительных и ирригационных систем, чтобы наша земля стала более плодородной. Он также разрабатывал целый ряд проектов для развития Туркестана и подавал на рассмотрение царю. Более того, Николай Константинович помогал многим местным жителям материально, — рассказывает Ольга Удовенко, заведующая Отделом народно–прикладного искусства Государственного музея искусств Узбекистана. 

Он был инициатором появления первого кинотеатра в регионе и оставил еще много добрых начинаний, прямо и косвенно своим авторитетом влияя на привлечение русского капитала в Ташкент. Многие исследователи и культурологи считают вклад Николая Романова в развитие нашего края недооцененным и не до конца изученным.

—  Князя принято называть не просто князь, а великий князь. Этот титул — причастность человека к семье Романовых. Великий князь после смерти завещал дворец со всем содержимым уже ставшему ему родным городу Ташкенту, — делится историк Борис Голендер.

Коллекция 

Великий князь прожил основную часть своей жизни в Ташкенте, побывал почти во всех уголках Туркестана, собрал в столице богатейшую коллекцию русского и западноевропейского искусства, которая стала базой появления первого настоящего музея искусств в регионе, на шедеврах которых воспитывалось не одно поколение художников и скульпторов Средней Азии.

Еще при жизни Николай Константинович создал Ташкентский музей искусств в своем дворце. Три раза в неделю он принимал посетителей, проводил экскурсии — вел активную просветительскую деятельность для жителей столицы. 

Интересная и весьма богатая коллекция великого князя легла в основу создания Государственного музея искусств Узбекистана. В собрание великого князя входили произведения русской и западноевропейской живописи, графики, скульптуры, а также фарфор, стекло, бронза и другие произведения прикладного искусства. В числе шедевров коллекции, в частности, картина Андрея Францевича Беллоли “Купальщица”.

Страсть к коллекционированию была у Николая Романова делом семейным, ведь, как известно, все его царственные предки были знатными коллекционерами произведений искусства. 

И сама резиденция — один из шедевров архитектурного культурного наследия. Особняк смог достойно пройти всю новейшую историю Ташкента и остался одним из немногих памятников своей эпохи, которыми и сегодня можно любоваться в их первозданной красоте.