Презентации первой двадцатки избирательного списка правящей партии Грузии «Грузинская мечта» ждали давно и нетерпеливо как сторонники, так и оппоненты нынешней власти. А до официального оглашения списка с помощью контролируемых той или иной политической силой телекомпаний и электронных СМИ выискивали собственные источники в правительственных кулуарах, чтобы выстроить вероятно точную версию будущего состава, с которым партия вступит в борьбу за продолжение своего правления в стране.

Кто будет номером первым? Этот вопрос интересовал прежде всего оппонентов – «Национальное движение», отпочковавшуюся от него «Европейскую Грузию» и остальную оппозицию. А журналисты оппозиционных телекомпаний неоднократно обращались с этим же вопросом то к нынешнему премьер-министру, то к председателю парламента, то к генсеку правящей партии. И получали уклончивые и неоднозначные ответы.

«Давайте, договоримся так. Я буду последним номером избирательного списка. Для меня сейчас не имеет никакого значения, каким номером я буду и буду ли вообще в этом списке. Сейчас у нас другие дела», – заявил премьер-министр Георгий Гахария журналистам еще несколько месяцев назад, в разгар пандемии коронавируса и в условиях чрезвычайного положения.

Исходя из такого его ответа, некоторые СМИ стали муссировать версию о том, что учредитель «Грузинской мечты» олигарх Бидзина Иванишвили недоволен высоким рейтингом Гахария, превышающим собственный рейтинг олигарха, и собирается отстранить его от политической деятельности.

Номер первый избирательного списка – это и потенциальный кандидат в премьер-министры. И этим номером «Грузинской мечты» опять остался Георгий Гахария. Презентация первой двадцатки проходила 10 сентября вечером в парке Мтацминда, на открывающемся с высоты «Святой горы» (так переводится с грузинского «Мтацминда») фоне ночного Тбилиси. На ней присутствовал весь руководящий состав партии, в том числе ее учредитель и председатель Бидзина Иванишвили. Мероприятие проходило с учетом продиктованных пандемией условий – на открытом воздухе, с соблюдением социальной дистанции между рядами и креслами участников. Вел его исполнительный секретарь правящей партии и руководитель избирательного штаба «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе.

«Дамы и господа. Вы знаете, что успех страны сам собой не приходит, его создают успешные люди, патриоты и профессионалы, которыми движет любовь к родине и делу, стремление к развитию страны и заботе о людях. Именно по этим принципам была составлена первая двадцатка избирательного списка «Грузинской мечты». В практике парламентской демократии принято называть первым номером избирательного списка кандидата в премьер-министры. «Грузинская мечта» не называет кандидата в премьер-министры. Она называет будущего премьер-министра», – заявил Ираклий Кобахидзе и пригласил на сцену нынешнего премьера Георгия Гахария.

Отличительными чертами номера первого избирательного списка Ираклий Кобахидзе назвал патриотизм и профессионализм, способности лидерства и управления страной.

Соответственно, номером вторым списка «Грузинской мечты» стал действующий председатель парламента 9-го созыва Арчил Талаквадзе, который, как ожидают в правящей партии, в случае победы на парламентских выборах 31 октября 2020 года вновь возглавит законодательный орган уже 10-го созыва. А третьим номером этого же списка Ираклий Кобахидзе представил себя.

В двадцатку «Грузинской мечты» вошли некоторые члены нынешнего правительства и депутаты парламента: действующий министр юстиции Теа Цулукиани, лидер парламентского большинства в парламенте нынешнего созыва Мамука Мдинарадзе, заместители председателя нынешнего парламента Каха Кучава и Георгий Кахиани, другие известные и малоизвестные грузинскому обществу политики и чиновники, юристы, экономисты, специалисты по международным отношениям, дипломаты. В этом же составе – два спортсмена – баскетболист Виктор Саникидзе, регбист Давид Качарава. Гендерный баланс обеспечивает присутствие в этом списке 5 женщин.

«Наша опытная и обновленная команда является лучшим гарантом того, что наша страна безусловно сумеет быстрыми темпами полностью преодолеть вызванные пандемией проблемы, полностью восстановить силы и продолжить дальнейшее развитие», – заключил представление избирательного списка правящей партии ее исполнительный секретарь Ираклий Кобахидзе.

Оппозиция, как и следовало ожидать, наградила список правящей партии крайне негативными оценками и эпитетами: «объединение карьеристов», «никакая не команда, ни одного обещания никто из них не выполнил», «список послушных Иванишвили лиц», «режим, которому народ уже вынес свой приговор»…

«Для нас никакого значения не имеет, кто войдет в этот список, потому что во главе списка остался творец кровавой ночи 20 июня. И это решение напоминает народу о том, почему он не должен поддержать на выборах Иванишвили и его партию», – заявила журналистам член «Национального движения» депутат Саломе Самадашвили, одна из активных участниц событий 20-21 июня прошлого года, когда оппозиция и ее сторонники под предлогом протеста против визита в Тбилиси депутата Госдумы России Сергея Гаврилова попытались штурмом захватить парламент и взять власть в свои руки.

Бывший соратник экс-президента Саакашвили, ныне – лидер «Европейской Грузии» Гига Бокерия констатировал, что «Иванишвили собрал команду лиц, политический вес которых равен нулю, и сделал это для того, чтобы продолжить единоличное и бесконтрольное управление страной».

А еще один бывший соратник Михаила Саакашвили, ныне отделившийся от объединенной оппозиции и учредивший собственную избирательную платформу «Стратегия Агмашенебели» Георгий Вашадзе определил команду «Грузинской мечты» и ее список так: «Партия разбитых мечтаний еще раз доказала, насколько оторвана она от грузинского народа».

Мнения грузинских экспертов относительно первой двадцатки избирательного списка «Грузинской мечты» радикально расходятся. Так, эксперт Гия Хухашвили еще до начала презентации сделал небольшой блиц-анализ в традиционном вечернем эфире интернет-телевидения «Палитра» и предположил две вероятные версии. По одной, которую он лично приветствовал бы, избирательный список «Грузинской мечты» должен был возглавить председатель партии Бидзина Иванишвили. Тем самым он «формализировал» бы свое место в грузинской политике, а государство «вернулось бы к нормальному алгоритму» и «система управления страной стала бы более понятной, а процесс принятия решений – более эффективным». Но сбылось второе предположение Гии Хухашвили: продолжилось «позиционирование Бидзины Иванишвили», ситуация, из области «мифологии, когда его (Иванишвили) нигде не видно и одновременно он присутствует везде, когда все принципиальные решения принимает он».

Уже после презентации двадцатки «Грузинской мечты» Гия Хухашвили написал на своей странице в соцсети Facebook:

«По бизнес-модели правления Иванишвили, мы сейчас не правительство выбираем, а покупаем инструмент обеспечения его власти, который не имеет никакой связи с политикой и служит задаче обеспечения его личного благополучия и безопасности, в соответствии с его же представлениями и прихотями. Соответственно, рассмотрение конкретного списка никакого смысла не имеет. А самое драматичное состоит в том, что эта двадцатка прекрасно знает это и доброврольно надевает на себя ярмо, взамен на отведенные ей крошечные огороды».

Иного мнения придерживается другой грузинский аналитик Гия Абашидзе, который считает, что «Грузинская мечта» 10 сентября представила грузинским избирателям команду профессионалов высокого уровня и класса.

«В том, кого представят следующим премьером Грузии, было уверено большинство грузинского общества, потому что он зарекомендовал себя как очень успешный менеджер с высоким уровнем профессионализма. И это признают даже оппоненты. Что касается остальных 19 членов избирательного списка, все они опытные специалисты и профессионалы в своих сферах. Я понимаю критику оппозиционеров, что в список вошли два спортсмена. Но хочу ответить им: а почему бы и нет? Если спортсмен Каха Каладзе стал успешным мэром Тбилиси и успешным политиком, то почему бы и нет? «Грузинская мечта» отобрала команду профессионалов, и я уверен, что такими же высококлассными профессионалами будут и остальные члены избирательного списка правящей партии», – заявил в беседе с корреспондентом Пресс-клуба «Содружество» Гия Абашидзе.

Он уверен, что с таким составом «Грузинская мечта» одержит уверенную победу на парламентских выборах 31 октября 2020 года и завоюет право управления страной на третий срок, чего пока не удавалось ни одной бывшей партии власти.

На вопрос, как отреагируют на такой исход парламентских выборов в Грузии западные стратегические партнеры, Гия Абашидзе ответил аналогичным примером такого же длительного правления в Германии.

«Никто не спрашивает, почему Ангела Меркель столько лет занимает пост канцлера Германии. Это решает народ Германии. Поэтому и в Грузии решение будет принимать грузинский народ», – подчеркнул эксперт.

Как известно, парламентские выборы в Грузии, которые назначены на 31 октября, пройдут по новой избирательной системе. В парламент 10-го созыва будут избраны 120 депутатов по пропорциональным партийным спискам и 30 – по одномандатным мажоритарным округам. Избирательный барьер для прохождения в парламент понижен с 5% до 1%, что открывает шансы на получение мандатов многим малорейтинговым партиям. Внесенными в Конституцию и избирательное законодательство Грузии поправками также установлен 40% порог, преодоление которого позволит победившей на выборах партии сформировать парламентское большинство и однопартийное правительство. В противном случае следующее правительство Грузии будет коалиционным. После презентации избирательного списка «Грузинской мечты» лидеры правящей партии заявили, что в таком составе они уверены в победе на выборах и возможность создания коалиционного правительства исключают. Как говорится, время покажет. До выборов остается менее двух месяцев, а в Грузии, учитывая уроки ее истории, случиться может все, даже самое неожиданное…

От Хачидзе Ирина

Корреспондент Пресс-клуба в Грузии