Гаджи Зейналабдин Тагиев оставил неизгладимый след в памяти поколений своей деятельностью, заботой и беспокойством о будущем народа, поразительной щедростью, благородством и умением идти в ногу со временем. Его многогранная предпринимательская, социальная и филантропическая деятельность послужила экономическому и культурному развитию Азербайджана и поистине сделала страну такой, какая она есть.

Он оплачивал обучение будущих специалистов, нефтяников, юристов и врачей в самых престижных зарубежных учебных заведениях. Благодаря ему в Баку был открыт политехнический институт.

Юные годы в нищете

Известный предприниматель и меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев, родился в Баку, в Ичери Шехер, в семье Мухаммеда Таги Тагиева и его жены Умханым в 1838 году.

Отец Гаджи Зейналабдина Тагиева был бедным сапожником. Этой профессией он зарабатывал на жизнь для своей семьи. После смерти Умханым, его отец снова женился, и от этого брака у него было пять дочерей. Поскольку он едва мог зарабатывать на жизнь своей профессией, ему было трудно содержать всех этих детей. Он пытался научить Тагиева быть сапожником, но мальчик отказался, сказав, что лучше бы он был каменщиком или строителем.

Тогда отец отправил его к одному из бакинских каменщиков. Там ему пришлось таскать на плечах строительные чаны, за которые он получал всего шесть копеек в день. Тем не менее эта мизерная сумма спасала его семью в те тяжелые времена, когда отец не мог заработать ни копейки.

Тагиев был очень рад видеть, каким трудолюбивым был его сын. Он говорил ему: «Твоя зарплата уже поддерживает нашу семью. Пусть у тебя всегда будут хорошие деньги, и пусть они всегда приносят тебе пользу». Работа на стройке давалась молодому Тагиеву нелегко. Он был худым, но очень трудолюбивым и быстро учился. В 15 лет он стал каменщиком, а в 18 лет уже строителем. Вскоре он получил квалификацию строителя-подрядчика.

Нефтяной магнат

В 1873 году вместе с двумя партнерами (братьями Саркисовыми) Тагиев арендовал участок земли в Биби-Эйбате (одно из первых мест, где была обнаружена нефть в Бакинском районе) и основал компанию «Тагиев Петролеум Продакшн Ко». Они наняли рабочих, купили необходимое оборудование и начали искать нефть. Они бурили круглые сутки, но безуспешно.

Не видя заметных результатов, компаньоны продали свою долю Тагиеву, который продолжил с упорством бурить скважину. Наконец, к великой радости Тагиева, из скважины забил фонтан.

Через несколько лет небольшая фирма Тагиева превратилась в нефтяную компанию, включающую бурение, добычу, переработку и транспортировку нефти. 

К концу XIX века нефтяная промышленность Баку была поделена между крупными транснациональными корпорациями и местными компаниями, связанными с международным финансовым капиталом. Понимая, что дальнейшее соперничество контрпродуктивно, Тагиев продал контрольный пакет акций своего нефтяного бизнеса (включая нефтепромыслы, нефтепровод, нефтеперерабатывающие заводы, нефтетранспортный флот, железнодорожные цистерны, а также хранилища в нескольких российских городах) бизнес-группе, возглавляемой британским банкиром Э. Хаббардом, за 5 миллионов рублей. На основе бизнеса Тагиева в 1897 году англичане создали Российскую компанию по производству нефти и жидкого топлива (Oleum), но Тагиев остался держателем акций и одним из директоров компании.

Благотворитель

Одним из первых дел Тагиева после обретения богатства было покрытие дороги между городом и нефтяным месторождением в Биби-Эйбате.

Тагиев неоднократно избирался в Бакинскую Городскую Думу и своим присутствием способствовал тому, чтобы обсуждения и решения, принимаемые там, были направлены на реализацию программ на благо общества. Он не только помогал утверждать и голосовал за такие проекты, но и финансировал многие из них из своих личных средств. По его инициативе и при его финансовом участии Городская Дума осуществила такие проекты, как создание первой системы общественного транспорта, конного трамвая «конка», первого театрального здания, торгового комплекса «Тагиевский пассаж» – торговый дом с рядом магазинов и контор в центре города. Тагиев принимал непосредственное участие в проекте, направленном на обеспечение Баку питьевой водой. Еще в 1874 году он финансировал строительство небольшого трубопровода, за что был награжден серебряной медалью «За заслуги».

Кроме того, благотворительная деятельность Тагиева выходила за пределы Российской империи. Примером служит Пакистан.

В начале 20 века, когда в стране разгоралось движение за независимость, разразилась пандемия чумы. От быстро распространяющейся смертельной болезни умерло более 100 тысяч человек. Победить эту болезнь можно было только путем вакцинации тех, кто еще не заболел. И тогда Хаджи Зейналабдин Тагиев купил и отправил в Пакистан более 300 тысяч ампул вакцины, которая сыграла большую роль в победе над смертельной болезнью.

Вклад в образование

Развитие образования было важной частью деятельности Тагиева. Его активный интерес и вклад в образование принесли ему звание почетного попечителя Морской женской гимназии, Александринской русско-мусульманской женской гимназии-интерната, Среднего технического училища и Коммерческого училища в Баку, а также звание почетного попечителя Тбилисской шиитской мусульманской школы.

Тагиев также тратил много денег на благотворительные проекты, многие из которых были связаны с образованием. Он отправлял талантливых молодых людей учиться в Москву, Казань, Санкт-Петербург и европейские университеты. Он строил школы и оказывал финансовую поддержку интеллигенции.

Просветительские и благотворительные интересы Тагиева выходили за пределы родного края. Он тратил средства на содержание школ в Елизаветполе (Гяндже), Шамахе, Нахичевани, Тифлисе, Дербенде, Ереване и других местах Российской империи.

Тагиев спонсировал строительство сельскохозяйственной школы в Мардакане в 1894 году и первой технической школы в Бакинской губернии в 1911 году. Тагиев помогал содержать многие городские учреждения и внес свой вклад в украшение Баку, включая разбивку парков и мощение улиц.

Он предоставлял стипендии многим азербайджанским юношам, стремившимся получить высшее образование в престижных российских и европейских университетах. Некоторые из них, такие как писатель Мамед Саид Ордубади, политики Нариман Нариманов и Азиз Алиев, профессор Худадат бек Малик-Асланов и оперная певица Шовкат Мамедова, впоследствии стали известными людьми. Хотя сам Тагиев был неграмотным, он был сторонником академического просвещения молодого поколения азербайджанцев.

Первая мусульманская школа для девочек

Сам не получив формального образования и едва умея читать и писать, Тагиев задумал и осуществил немыслимый для своей эпохи план – построить женскую школу для мусульманских (азербайджанских) девочек по образцу европейских школ-интернатов. Он часто с сожалением отмечал, что «необразованная женщина — это необразованная мать, и поэтому она не может дать своим детям широкий кругозор. По сути, она была источником необразованности для всей нации в целом».

Создание специальной школы для девочек стало его первоочередной задачей. Помимо значительных денежных средств, которые требовались для этого, Тагиеву пришлось потратить много сил и средств, чтобы преодолеть как скрытое нежелание царских властей, с одной стороны, так и яростное сопротивление местного мусульманского духовенства – с другой.

Для финансирования школы Тагиев вложил 125 золотых рублей в банк как неприкосновенный капитал, годовые проценты с которого обеспечивали бюджет школы. Затем он начал нанимать самых образованных женщин со всей России для работы в школе.

Он привлек чрезвычайно талантливого польского архитектора Йосифа Гославского для проектирования великолепного здания. В октябре 1901 года Александрийская русско-мусульманская женская школа-интернат открыла свои двери для азербайджанских девочек. Это была не только первая светская женская школа европейского образца в городе Баку и Азербайджане, но и первая школа для всего мусульманского мира.

В первый год в школу было принято 58 девочек, 35 из них – из бедных семей. Тагиев покрывал их расходы на питание и одежду. Школа была организована как закрытый интернат, девочки могли посещать родителей только раз в неделю, по пятницам с 10 до 17 часов.

Школа продолжала работать почти 18 лет. Со временем по всему Закавказью начинают появляться многочисленные школы по образцу тагиевских.

Сегодня в здании школы находится одна из величайших гордостей Баку – Институт рукописей. До того, как стать хранилищем древних рукописей, в 1918-1920 годах здесь располагался парламент Азербайджанской Демократической Республики.

Создание Русско-мусульманской женской школы-интерната, несомненно, стало для Тагиева важнейшим образовательным достижением.

Перевод Корана

Будучи правоверным мусульманином, Тагиев выступал за перевод Корана на азербайджанский язык. Этому решительно воспротивилось местное духовенство, которое считало, что содержание Корана священно и имеет божественное происхождение, и поэтому никто не имеет права переводить его. Тогда Тагиев отправил посланника муллы в Багдад, который вернулся с официальным разрешением от Совета мусульманских ученых на перевод Корана. Затем он заказал в Лейпциге (Германия) арабский шрифт и опубликовал первую азербайджанскую версию Корана. Переводчиком стал Мирмахаммад Карим.

Поскольку Тагиев был противником национализма и всегда старался способствовать дружбе между различными национальностями людей, живущих в Баку, он также построил церкви для русских, грузин и армян.

Основание национального театра

Тагиев спонсировал строительство первого азербайджанского национального театра в 1883 году (известного как Театр Тагиева, а позже Азербайджанский государственный театр музыкальной комедии) и помог восстановить его после того, как реакционеры сожгли его в 1909 году. В 1911 году он взял на себя все расходы по строительству здания, которое впоследствии стало Азербайджанским государственным академическим театром оперы и балета.

Тагиев умер 1 сентября 1924 года и был похоронен в Мардакянах, рядом с могилой Ахунда Мирзы Абутураба, которого он глубоко уважал. Жизнь и достижения Тагиева получили должное признание только с конца 1980-х годов. Имя Тагиева стали носить улицы, учебные заведения и промышленные предприятия.

За свои выдающиеся заслуги Тагиев был дважды награжден орденом Святого Станислава, а также рядом других орденов и медалей как в России, так и за рубежом.