Мартирос Сергеевич Сарьян – один из интереснейших и самобытнейших художников ХХ века, выдающийся мастер цвета. Как говорил сам художник, «цвет — это истинное чудо». Сарьян, благодаря своему уникальному восприятию мира, был неофициально признан «Мастером цвета». Полотна художника буквально пропитаны теплыми красками и национальными мотивами его любимой Армении. Глядя на картины Сарьяна, невольно ощущаешь родство с природой, настолько искусно мастер играет красками. Свою безграничную любовь к родине и народу маэстро выражал через искусство: он рисовал горы, солнце, золотые и зеленые поля, простых крестьян, и во всем этом было безмерное поклонение Армении. Сарьян умело сочетал художественные традиции Востока с современными достижениями европейского искусства, создавая свой неповторимый «сарьяновский стиль».

«Армения была создана Творцом и Сарьяном. Один создал действительную и материальную, другой – живописную и духовную. Все то, что представлял Творец, создавая нашу горную родину, Сарьян создал силой искусства. И сегодня мы имеем 2 Армении: одна – действительная, другая – сарьяновская. И они слиты воедино навечно»

(Рузан Сарьян)

Детство

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 28 февраля 1880 года в Нахичевани, под Ростовом‐на‐Дону. Этот город, основанный в 1779 году при Екатерине II, населяли в основном армяне, переселенные из Крыма. В 1895 году он окончил Нор-Нахичеванскую школу. В школьные годы успехи Сарьяна в рисовании были отмечены специальной грамотой.

Художник начал рисовать не слишком рано, по его собственным воспоминаниям, он заинтересовался иллюстрациями в возрасте 15 лет, когда он работал в конторе по распространению журналов и газет. Однажды Мартирос Сарьян нарисовал портрет старика. На следующий день старик заболел, в этом обвинили Мартироса. Так обнаружили талант родственники юного художника. Старший брат, заменивший отца в семье, отправил Мартироса учиться в Москву.

Студенческие годы

Осенью 1897 года, выдержав вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Сарьян становится учеником в лучшем, как он считал, российском училище. Окончив в 1900 году фигурный класс училища, Сарьян осенью того же года поступил в натурный класс, где год продолжал заниматься рисунком, а следующие два — живописью.

В 1901г., двадцатилетний студент Мартирос Сарьян, получив от старшего брата Ованеса денежную помощь, в первый раз предпринял путешествие в страну предков. Он объездил Лори и Ширак, побывал в Ани и Эдчмиадзине, Ахпате и Санаине, Ереване и на Севане. Впечатления были столь сильны, что он продолжал ездить сюда и последующие годы. «Я обрел здесь мир своего детства и воочию увидел все то, о чем грезил ребенком» –говорил Сарьян.

В Армении Сарьян в полной мере осознал, что его учителем должна быть природа:

«Сверкающие снежные горы, суровые скалы, ущелья с быстротечными реками, теснины, зеленые холмы, один за другим тянущиеся к синеющим вдали горным хребтам и тающие в молочной синеве неба, пасущиеся в долинах стада, караваны верблюдов, двигающиеся по розовато-желтой пыли равнин, — все это производило на меня огромное впечатление; полученные мной за годы учения знания были бессильны отобразить их. Они требовали нового языка, новых решений. Действительно, обычная цветовая гамма серых оттенков была очень бедна для перенесения на холст этого красочного богатства».

1903 год обозначил важный рубеж в искусстве Сарьяна. В это время он создал первые произведения, которые поставят его имя в ряд самых известных мастеров Серебряного века русского искусства. Это было начало серии работ, написанных в последующие несколько лет и объединенные художником под общим названием «Сказки и сны», и ряд акварельных листов, в которых отразилось юношеское романтическое увлечение волшебным и таинственным Востоком.

В 1907 году Мартирос написал работу под названием «Камета». И именно в этой работе выражается его философия, пантеистическое мировоззрение. На работе изображена падающая звезда, которая отражается в поверхности озера. В центре композиции – одноглазый. Сариан написал это так, как он себя изображал. Этот образ блуждал от работы к работе. Мартирос Сарьян хотел идти на Восток, его туда тянуло.

Путешественник и художник Третьяковки

На протяжении 1910 -1913 гг. художник предпринял неоднократные поездки на Восток, побывав в Константинополе (1910 г.), Египте (1911 г.), Турции и Персии (1913 г.). Интерес к восточной культуре – дань моде того времени – стал определяющим на пути развития европейского и русского искусства XX века. Однако в творчестве Мартироса Сарьяна – художника армянского происхождения, всей душой влюблённого в свою культуру – обращение к Востоку стало ещё и важным этапом познания самого себя. Именно желание понять Восток и открыть себя в нём руководило художником в период этих плодотворных в творческом смысле путешествий. Как писал сам художник в своих воспоминаниях: «У меня была цель узнать Восток, найти характерные его черты, чтобы ещё больше обосновать свои искания в живописи. Я хотел передать реализм Востока, найти убедительные пути изображения этого мира, выявить его новое художественное осмысление. Я прожил в Константинополе почти два месяца и за это время хорошо поработал. Самый большой интерес для меня представляла улица, ритм её жизни, яркая толпа и собаки, жившие здесь целыми семейными стаями». «Когда что-нибудь не удавалось, я вновь ездил в ту же местность для углубления своих впечатлений, получения нового импульса и для самопроверки. Передо мной стояла проблема насколько возможно ясней и лаконичней передать на картоне палящий зной солнечного света и связанную с этим контрастность цвета».

Здесь были созданы его лучшие произведения, о которых он заявил сам. Работы, написанные и вдохновленные Турцией, которые Мартирос выставлял на выставках «Мир искусства» и «Союз русских художников», были приобретены в коллекции Третьяковской галереи в 1911 году.

Покупка Третьяковской галереей его картин восточного цикла стала для Сарьяна радостным событием: «Значит, меня признали настоящим художником».

Следующее путешествие 1912 года Сарьян посвящает своей родной Армении, отправляясь на сей раз в её северо-западные районы: Ардануч, Ардвин, Ардаган. Именно в этой, другой природе с её мягкими красками мастер уловил более глубокие, приглушённые оттенки цветовой палитры, воплотив их в таких работах, как «Константинопольские собаки», «Натюрморт. Виноград», «Финиковая пальма», «Армянка», «Гора Абул и проходящие верблюды», «Портрет поэта Цатуряна», «Цветы Калаки» и др. В 1913 году Сарьян побывал в Персии. Впечатления от потрясающе яркой и запоминающейся культуры этой страны, художник создал несколько композиционных картин на персидские темы уже в своей московской мастерской.

Новый этап творчества

Весной 1914 года Сарьян уехал в Тифлис, где участвовал в деятельности армянской этнографической общины

Сарьяну было тридцать четыре года, когда началась первая мировая война, которой сопутствовала величайшая трагедия армянского народа – геноцид, угрожавший ему полным физическим уничтожением. В 1915 – 1920 годах Сарьян целиком посвятил себя патриотической деятельности. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы оказать помощь беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году он приезжает в Тифлис, женится на Лусик Агаян, дочери видного армянского писателя Г. Агаяна. Участвует в организации Общества армянских художников. принимает активное участие в создании «Союза армянских художников», в том же году оформляет знаменитую брюсовскую «Антологию армянской поэзии».

В 1917 году Сарьян навсегда приехал на Родину с семьей и самозабвенно взялся за работу. Начиная с 1923 г. художник создает знаменитые циклы картин, которые год спустя с большим успехом демонстрировались на XIV Венецианской биеннале: «Горы», «Армения», «Мой дворик», «Арагац», «Ереван». В эти же годы он создает герб Советской Армении и занавес первого государственного театра. Родина становится главной и неизменной темой Сарьяна.

В 1918-1919 годах Сарьян жил со своей семьей в Нор-Нахичевани. По его инициативе был создан Армянский краеведческий музей. На выставке «Лотос», где были представлены работы армянских и русских художников, Сарьян выставил 45 картин. Наряду с ранними картинами были представлены и его последние работы, в которых по-новому раскрыта восточная тема: «Портрет Н. Комурджяна», «Старый Тифлис», «Красный конь».

В 1921 году Сарьян переехал в Советскую Армению. Хотя большая часть его работ отражала армянский пейзаж, он также разработал Государственный герб и флаг Советской Армении.  В другой замечательной работе этого периода, эскизе занавеса Первого драматического театра в Ереване, художник изобразил синтезированный образ своей возрожденной родины.

В 1925 году впервые за советские годы картины Сарьяна экспонировались в Москве, на выставке «Четыре искусства». Работы армянского мастера были высоко оценены столичной прессой. Летом этого же года картины, оставшиеся после выставки 1914 года в Мальмё (Швеция), были переправлены И. Грабарём на выставку русского искусства в музей Лос-Анджелеса. В конце года Мартиросу Сарьяну было присвоено звание Народного художника Армении.

Его привязанность к своей земле была столь велика, что, даже уехав осенью 1926 года в Париж, он по-прежнему продолжал воспевать красоту армянской природы. Искусство Сарьяна пользовалось в Париже редким для иностранца успехом, «экзамен», как выражался сам художник, был выдержан. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле по пути на родину. Но художник, перенесший трагедию войны и резни, сумел пережить и это личное горе. В течение последующих десятилетий искусство Сарьяна шагало в ногу со временем и жизнью страны – он создает огромную галерею картин, воспевающих родную землю, создает прекрасные театральные декорации, панно и книжные иллюстрации. Замечательный поэт красок всегда, и в дни грусти, и в дни радости, писал цветы. Цветы Сарьяна — это особый прекрасный мир. И в последних работах Сарьяна, «Земля» и незаконченная «Сказка», созданных незадолго до смерти, душа художника – большая, чистая и ясная открывается миру. Его непоколебимое кредо полностью воплотилось в жизнь.

В 1930 году в Одесском оперном театре состоялась премьера оперы «Алмаст» А. Спендиарова, оформленной Сарьяном. В 1932 году Сарьян оформил второй акт оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок», поставленной в Московском театре имени Станиславского. В 1934 году Сарьян отправился в Туркменистан и создал серию картин, в которых явно прослеживается прежнее влечение художника к восточным мотивам. В том же году была опубликована поэма персидского поэта Фирдоуси «Рустам и Зохраб», иллюстрированная Сарьяном и отредактированная известным армянским поэтом Э. Чаренцем.

В 1937 году начался период жестоких репрессий. 12 портретов Сарьяна, изображавших наиболее ярких литературных и общественных деятелей, подвергшихся репрессиям, были сожжены. Уцелел только один из них. Работникам музея удалось спрятать портрет Чаренца (1923).

Последний период творчества

В 1947 году была создана Академия художеств СССР, и Сарьян был избран действительным её членом. Но в то же время его обвинили в формализме – самом страшном приговоре для художника того времени (1948). Журнал «Советское искусство» заявил, что искусство Сарьяна является «армянизированным вариантом французского буржуазного формализма» и не может считаться национальным.

С приходом к власти Н. С. Хрущёва ситуация в сфере искусства во многом изменилась. Свободнее вздохнул и Сарьян. Интерес к созданию пейзажей на пленэре, наметившийся в его творческом методе с 1952 года, получил дальнейшее развитие. Художник вновь путешествует по Армении, создавая серию пейзажей в Двине (1952), на Севане (1953) и в Быракане (1957-1958). И вновь на картинах художника возвышается Арарат – двухвершинная библейская гора в сиянии солнечных лучей. Художник сохранил способность наблюдать, удивляться, восхищаться и радоваться каждому неповторимому мгновению жизни. Работы этого периода вошли в серию «Моя Родина», за которую в 1961 году Сарьян был удостоен Ленинской премии.

В 1966 году Сарьян получил Государственную премию Армянской ССР. Вышла в свет книга мемуаров художника «Из моей жизни» (на арм. яз., позднее была издана на четырёх языках).

В 1971-1972 годах Сарьян создал серию рисунков фломастером, в которых очевидно возвращение художника к гармоничным мелодиям его ранней серии «Сказки и сны». И все же эти рисунки отличаются неким медитативным погружением в образы армянской природы, которые были в сердце и памяти художника.

Мартирос Сарьян скончался в возрасте 92 лет, 5 мая 1972 года.

В 1967 году, еще при жизни Мартироса Сарьяна, был открыт Дом-музей его имени.  Проект здания принадлежит Александру Таманяну, который был главным архитектором Еревана. В настоящее время фонд музея насчитывает около 300 картин, в которых прослеживаются основные этапы его творческой деятельности от первых работ до поздних картин и эскизов.

Как сказал великий художник – «Человек есть природа, природа есть человек, поэтому смерти не существует». Поистине, Сарьян жив в сердце каждого армянина, пока живы его полотна.

Он стал очень любимым художником, поэтому впоследствии в его честь был назван парк. Парк Сарьяна — это место рядом с Театром оперы и балета Армении. В Ереване также есть улица, названная в честь Сарьяна. Кроме того, его портрет напечатан на 20.000 армянских драм.

Пикассо как-то сказал: «Некоторые художники изображают солнце желтым пятном, другие превращают желтое пятно в солнце». Сарьян — солнечный и рьяный — всю жизнь превращал желтую краску в яркое солнце, которое светит до сих пор.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель