6 февраля на юге Турции произошли одни из самых масштабных и разрушительных землетрясений за последние 30 лет в регионе. По состоянию на 16 февраля число погибших составило 36 187 человек, а число раненых достигло 108 068 человек. Было разрушено более 12 000 зданий, ведутся масштабные спасательные операции.

Землетрясение вызвало немедленную международную реакцию, многие страны направили спасательные команды и гуманитарную помощь в пострадавшие районы. Премьер-министр Пашинян выразил свои соболезнования президенту Эрдогану во время телефонного разговора 7 февраля; более двух десятков армянских спасателей прибыли в Турцию на следующий день. Помимо отправки спасательной группы в Турцию, правительство Армении решило отправить гуманитарную помощь. 11 февраля 2023 года, впервые за последние 30 лет, грузовики проехали через сухопутную границу Армении и Турции по мосту Маргара.

15 февраля министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян с официальным визитом прибыл в Анкару.

Процесс нормализации двусторонних отношений

Дипломатические отношения между двумя странами долгое время были враждебными, поскольку Турция отрицает факт геноцида армян во времена Османской империи. Отношения были официально прекращены в 1993 году во время Первой карабахской войны и в последние годы продолжают оставаться напряженными, особенно в свете поддержки Турцией Азербайджана во время Второй, 44-дневной войны в 2020 году.

В конце 2021 года Армения и Турция предприняли новую, «третью» попытку нормализации отношений и назначили специальных посланников, которые провели первую встречу в Москве в январе 2022 года. В 2022 году состоялось еще несколько встреч, включая встречу между премьер-министром Пашиняном и президентом Эрдоганом 6 октября 2022 года в Праге. Армения и Турция достигли нескольких незначительных соглашений, включая решение об открытии сухопутной границы для граждан третьих стран, и о запуске прямых грузовых рейсов. Однако после более чем одного года переговоров прорыва достигнуто не было.

Официально заявленная позиция Еревана заключается в том, что нормализация отношений с Турцией должна быть «безусловной», подразумевая, что вопросы, связанные с Карабахом или признанием геноцида армян, не будут являться частью обсуждения.

Однако Турция видит нормализацию отношений с Арменией через призму нормализации отношений Еревана с Баку и настаивает на том, чтобы Армения подписала мирный договор, предложенный Азербайджаном. Турецкая сторона неоднократно заявляла, что прогресс в армяно-турецком урегулировании обусловлен прогрессом на армяно-азербайджанском треке. Так, например, в конце июля 2022 года Эрдоган публично связал нормализацию турецко-армянских отношений с принятием Арменией ключевых требований Азербайджана. «Азербайджан с самого начала был нашей красной линией. Мы говорили, что откроем двери после того, как будут решены проблемы с Азербайджаном».

А между тем нормализация отношений между Арменией и Азербайджаном застопорились. После 7 ноября 2022 года двусторонние встречи не проводились; переговоры между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана в Вашингтоне и блокада Лачинского коридора со стороны Азербайджана не способствовали созданию более благоприятной среды для возобновления переговоров. Армения и Азербайджан все еще продолжают обмениваться идеями относительно текста мирного соглашения.

Визит в Анкару

В своем выступлении министр иностранных дел Мирзоян отметил: «Прежде всего, от имени Республики Армения хочу еще раз выразить соболезнования семьям тысяч людей, погибших вследствие разрушительного землетрясения, народу и правительству Турции, и пожелать скорейшего выздоровления всем пострадавшим. Я очень рад, что нашим спасателям, в сотрудничестве со своими коллегами, удалось сделать самое главное в этой ситуации – спасти человеческие жизни. Я также считаю символичным, что в субботу армяно-турецкая граница, которая была закрыта на протяжении тридцати лет, была открыта для армянских грузовиков с гуманитарной помощью, направляющихся в Адыяман. То же самое произошло прошлой ночью, и через несколько часов в Адыяман прибудет еще одна партия гуманитарной помощи».

Также министр отметил, что еще раз подтверждает готовность и стремление Республики Армении к построению мира в регионе и, в частности, к полноценной нормализации отношений с Турцией, установлению дипломатических отношений и полноценному открытию границы между Арменией и Турцией.

Министр заявил и о договоренности совместными усилиями отремонтировать мост Ани, а также позаботиться о соответствующих инфраструктурах до полноценного открытия границы.

В свою очередь Мевлют Чавушоглу заявил: «Армения выразила солидарность и протянула руку дружбы жителям Турции на фоне последствий разрушительных землетрясений, за что мы благодарны Еревану».

Он дал высокую оценку работе спасателей из Армении, которым также удалось спасти из-под завалов жителей Турции.

«В зону бедствия из Армении прибыло 28 спасателей. Начиная с восьмого февраля, они работали с отдачей и спасли в Адыямане маленькую девочку и молодого жителя», – констатировал Чавушоглу.

Мевлют Чавушоглу заявил, что надеется на прогресс в нормализации отношений между Анкарой и Ереваном.

«Сегодня мы обсудили с коллегой Мирзояном шаги, необходимые для продолжения нормализации отношений… мы договорились ускорить их», – заявил турецкий министр.

Чавушоглу отметил, что достиг договоренностей со своим армянским коллегой Араратом Мирзояном об ускорении процесса подготовки инфраструктуры двух стран к открытию наземного сообщения между ними.

«У обеих сторон есть результаты анализа и инспекции дорог и мостов вблизи пограничных переходов. Работа ведется, и есть шаги, которые мы предпримем в отношении дорог, ведущих к пограничным пунктам пропуска. Сегодня мы договорились ускорить принятие этих мер», – сказал глава МИД Турции.

Чавушоглу напомнил, что этот маршрут является историческим шелковым путем, и его восстановление будет иметь важное значение. Турецкий министр также отметил доставку из Армении 100 тонн гуманитарной помощи в зону землетрясения.

Примечательно, что 14 февраля Сердар Кылыч, специальный посланник Турции по нормализации армяно-турецких отношений, написал: «По отдельности мы – одна капля, вместе мы – океан». Так турецкий дипломат прокомментировал распространенную ранее публикацию Рубена Рубиняна, вице-спикера парламента и специального представителя Еревана на переговорах с Анкарой, в которой он сообщил, что группа армянских спасателей помогла еще двум людям, пострадавших от разрушительного землетрясения в Турции.

«Это день, когда все мы, отбросив этническую, национальную и религиозную принадлежность, проявляем высочайший уровень гуманизма и человеческой солидарности как дети одного Бога. Да благословит вас всех Бог», – добавил Кылыч.

Специальный представитель Евросоюза по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар назвал визит главы внешнеполитического ведомства Армении в Турцию историческим. «Это исторический визит, который последовал за решением поддержать соседа, нуждающегося в помощи. Надеемся, что это признак развития армяно-турецких отношений», – написал в Твиттере Клаар.

В целом прозвучало много разносторонних заявлений, слов благодарности и сочувствия. Однако заявлений об открытии армяно-турецкой границы и установлении дипломатических отношений так и не прозвучало. Армянский министр лишь подтвердил готовность к этому со стороны Еревана, а турецкий министр выразил уверенность, что помощь Армении после землетрясения, сотрудничество, «проявившееся в эти дни», будут способствовать процессу нормализации отношений.

В рамках визита Мирзоян посетил также один из наиболее пострадавших от стихии районов – Адыяман и встретился с армянскими спасателями, которые с 7 февраля проводят здесь поисково-спасательные работы.

Исторический прогресс или проявление гуманизма?

Армения в настоящее время вовлечена в сложный дипломатический процесс по двум направлениям, а именно переговоры с Азербайджаном и нормализация отношений с Турцией. Учитывая беспрецедентную степень нестабильности, возникшую после карабахской войны 2020 года, каждое направление развивается с разной скоростью, и зачастую прогресс в одной стране достигается быстрее, чем в другой. Хотя оба направления являются самостоятельными процессами, достижение заметного успеха по одному направлению невозможно без определенных успехов в другом.

Краткосрочное открытие сухопутной границы между Арменией и Турцией не приведет к прорыву в отношениях между Арменией и Турцией. Маловероятным кажется и разграничение переговорного процесса Армения-Турция и Армения-Азербайджан. В официальной позиции Турции мало что изменится. Никакого договора с Арменией до тех пор, пока не будет заключено хоть какое-то соглашение между Арменией и Азербайджаном, Турция подписывать не будет.

Нормализация — это первый и достаточно важный шаг, но он не означает ни примирения, ни сближения. В то же время нормализация отношений важна для обеих сторон. Армения избавится от изоляции и замкнутости. Что касается Турции, то с учетом глубокого экономического кризиса внутри страны, выход на новые рынки может обернуться для нее неким «спасением».

Если же оценивать такое проявление гуманизма со стороны армянского руководства, то существует так называемая «дипломатия катастроф», которая призывает ответственных глав правительств вести себя определенным образом, независимо от того, что диктует преобладающая политика. В 1999 году президент Роберт Кочарян направил послание с соболезнованиями в Турцию, где в районе Измита произошло землетрясение, повлекшее за собой 17 000 жертв. Точно так же президент Левон Тер-Петросян присутствовал на похоронах президента Тургута Озеля, поскольку турецкий Красный Полумесяц отправил помощь Армении во время землетрясения в Гюмри в 1988 году. Во время всех этих действий существующая политическая конъюнктура не препятствовала государствам занимать гуманитарную позицию, что было продемонстрировано и текущим руководством Армении.

Конечно, жесты доброй воли с армянской стороны были благосклонно приняты в Анкаре. Они создали благоприятную атмосферу для переговоров между Мирзояном и его турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Это прослеживается и в их комментариях по итогам двусторонних переговоров. Однако вслед за символическими шагами и «гуманностью» армянской стороны всплывут и те самые «раздражители» двусторонних отношений.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель