145 лет назад родился Александр Оганесович Таманян – представитель двух культур: русской и армянской. На русской культуре он был воспитан, долгое время находился в ее «гуще», а армянская была у него в крови, что ярко проявилось в годы его работы в Армении.

В основе подхода Таманяна к градостроительству лежало понятие государственности и нации. Архитектор стремился возродить славу армянской культуры, и венцом его усилий стало включение в неоклассический стиль традиционных элементов армянской архитектуры, таких как линии красного туфа и настенные гравюры.

«Таманян глубоко изучил классическую архитектуру Армении, наши скромные стелы, простые и монументальные формы – все это переплавил в горне своих произведений и начал строить свои гениальные, крепкие как у предков, простые и красивые сооружения, став основателем новой армянской архитектуры и внеся свой вклад в сокровищницу мировой культуры», – Мартирос Сарьян

Александр Оганесович Таманян (Ալեքսանդր Թամանյան; 1878—1936) родился в 1878 году в Екатеринодаре (современный Краснодар), в семье банковского служащего. В Краснодаре Таманян получил начальное образование. В 1896 году Таманян окончил Кубанское Александровское реальное училище, а в 1897 году переехал в Петербург. В 1898 году он поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Петербургской Императорской Академии художеств.

Жизнь и творчество Таманяна теснейшим образом связаны с архитектурной школой Петербурга. Окончив в 1904 году Петербургскую Академию художеств под руководством известного архитектора профессора А. Померанцева, Таманян почти два десятилетия плодотворно работал в Петербурге, заслужив известность как один из ярчайших представителей неоклассицизма.

В 1904 г. Таманян был удостоен звания архитектора-художника. Первая работа Таманяна – реставрация армяно-григорианской церкви в Петербурге (1904–1906). В последующие годы (1907–1913) в Петербурге, в Ярославской и Орловской губерниях, в Царском Селе он строит, реставрирует или же отделывает ряд зданий. Среди них выделяется комплекс показательной выставки в Ярославле – живописный ансамбль из дерева, выполненный по мотивам русского народного зодчества. В 1908г. по заказу Николая Марра, руководившего раскопками в Ани, Александр Иванович создал эскизный проект музея в столице средневековой Армении.

С самого начала профессиональной деятельности Таманян проявил себя не только как ярчайшая индивидуальность, но и как художник, верный наследию классической архитектуры и народного творчества. Еще в студенческие годы вместе с друзьями он организовал архитектурный кружок, изучал здания Петербурга, делал их зарисовки и обмеры. Впоследствии, уже в Армении, Таманян так же внимательно изучал и осваивал наследие своего народа. В Петербурге и его окрестностях Александр Таманян построил целый ряд сооружений (например, «Кафе де Франс» (в соавторстве с В. Щуко) и особняк Кочубея в Царском Селе), в которых функциональность и новые формы органично сочетаются с принципами и выразительными средствами классической архитектуры.

В 1914 году он был избран академиком архитектуры Петербургской Академии художеств, в том же году удостоен Золотой медали на конкурсе в Москве, а в 1917 году стал председателем совета Академии художеств на правах ее вице-президента.

Еще живя в Петербурге, Таманян интересовался архитектурным наследием армянского народа. По свидетельству его сестры М. Таманян-Шаусен, однажды, рассматривая альбом с планами и фотографиями армянских архитектурных памятников, он сказал своему другу известному архитектору Е. Шретеру: «Вот увидишь, я буду жить в Армении и строить там».

Генеральный план Еревана

В мае 1918 г. Армения провозгласила себя независимой республикой и призвала всех соотечественников впрячься в дело создания нового государства. Простившись с Петроградом, Александр Таманян ступил на землю Армении.

Специально под Таманяна 8 мая 1920 г. было учреждено Управление главного архитектора. Тогда по заказу правительства Первой Республики Армении и начинается его работа над генеральным планом Еревана. Под присмотром Таманяна проводятся капитальная реконструкция первой городской лечебницы, строительство микробиологического центра, штукатурного завода и других объектов. Александр Таманян и художник Акоп Коджоян разрабатывают герб Первой Республики.

29 ноября 1920 г. власть в республике перешла к большевикам. Архитектор Таманян с семьей эмигрировал в иранский город Тебрис.  

В 1923 году Таманян по просьбе председателя Совнаркома Армении Саркиса Лукашина возвращается на родину. Облеченный доверием советских властей, Таманян дорабатывает генеральный план города Еревана, назначается председателем высшего технического совета Совнаркома Армянской ССР, а также вице-председателем Государственного планового комитета (Госплана) республики. Генеральный план Еревана явился одним из первых в советском градостроительстве и значительным вкладом в теорию и практику этой области архитектуры. Он стал основой для всех последующих генеральных планов реконструкции Еревана. С 1923 г., являясь председателем технического отдела Совнаркома республики, Таманян развернул чрезвычайно энергичную и плодотворную работу. Многообразны области, в которые вложил свои силы Таманян: охрана памятников, промышленность строительных материалов, дорожное строительство, осушение болот, строительство каналов и т. д. За большие заслуги в развитии архитектуры республики Таманяну в 1926 г. присваивается звание народного архитектора Армении. Такого звания до этого не существовало, его учредили специально для Александра Таманяна.

Помимо генерального плана Еревана Таманян разработал генеральные планы ряда городов и поселков, в том числе Ленинакана (современный Гюмри), Эчмиадзина, Нор-Баязета (современный Гавар) и др.

Связав свою судьбу с исторической родиной, Таманян стал основоположником современной национальной архитектуры Армении и вписал новую страницу в блестящую историю армянского зодчества. Генеральный план Еревана, созданный Таманяном в 1924 году и переработанный им же в 1929 и 1932 годах, определил особый стиль города и наметил перспективы его развития на долгий период.

По замыслу Таманяна, большой город был разделен на зоны — «административную», «вузовскую», «культурную», «промышленную» и «музейную» — каждая имела самостоятельную планировку со своим композиционным центром, со своими скверами и бульварами.

Все зоны города были связаны друг с другом и с центром наикратчайшими путями. При этом самостоятельность зон не только не разрушала целостности города, а, напротив, уподобляла его живому организму. Но самым большим преимуществом нового города стала великолепная панорама горы Арарат, на которую были ориентированы многие архитектурные решения.

Ныне невозможно представить себе Ереван без таманяновских зданий: Театра оперы и балета, по замыслу Таманяна, являющегося центром культурной зоны города, Дома правительства на спроектированной им же площади имени Ленина (ныне  площадь Республики) центра административной зоны, Национальной библиотеки, Зооветеринарного и Политехнического институтов, Обсерватории университета, находящихся в учебной зоне, и многих других сооружений. Во всех этих зданиях, помимо глубокой продуманности блестящих объемно-пространственных решений, ощущается ярко выраженный градостроительный подход зодчего.

В 57 лет Таманян был почти слепым и вконец больным, он скончался зимой 1936 года. С Таманяном прощался весь Ереван. Таманян похоронен в Ереване в Пантеоне парка имени Комитаса.

26 июня 1974 г. напротив здания Национальной оперы и балета был торжественно открыт памятник Александру Таманяну работы скульптора А. Овсепяна и архитектора С. Петросяна. В правом углу постамента высечен план Еревана, рядом слова Егише Чаренца: «Он видел, наверное, солнечный город».

Творчество Таманяна имело большое значение для архитектуры Советской Армении, оно явилось ключом для понимания архитектурного наследия, развития его традиций и создания на их основе нового. Стиль Таманяна способствовал преобразованию маленького провинциального города Еревана в современную столицу Армении, крупный промышленный и культурный центр.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель