В беседе с pressunity.org директор Центра истории Кавказа, политолог Ризван Гусейнов поделился своим видением относительно визита Тойво Клаара и Луи Боно в Азербайджан, заседания Контактной группы Движения неприсоединения и встречи в рамках формата «3+3», а также о невозможности построения мира на Южном Кавказе в обход России.

— 6 марта Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев принял специального представителя Европейского союза по Южному Кавказу Тойво Клаара. Насколько продуктивной выдалась данная встреча? И как Вы в целом оцениваете брюссельскую мирную повестку?

— Следует напомнить, что визит Тойво Клаара проходил на фоне очередного напряжения в Карабахском регионе Азербайджана, связанного с тем, что незаконные армянские формирования проникают на территорию Азербайджана в направлении Ханкенди, провозят сюда вооружение и боеприпасы, что противоречит трехстороннему заявлению подписанному руководителем Азербайджана, России и Армении от 10 ноября 2020 года, от января 2021 года и тем заявлениям, которые были, в том числе, озвучены на европейских площадках в 2022 году. Поэтому Азербайджан жестко пресёк и ликвидировал террористов, которые провозили оружие. Я считаю, что визит Тойво Клаара направлен на то, чтобы сохранить хрупкую стабильность, которая создает определенную почву для продолжения мирных переговоров между Азербайджаном и Арменией. У ЕС есть намерения осуществлять последующие встречи между лидерами Азербайджана и Армении. Однако и азербайджанская сторона, в том числе через Тойво Клаара, передала свое недовольство и озабоченность тем, что ЕС не видит тех бесчинств, которые творят армянские сепаратисты. Но при этом заостряет внимание на тех моментах, которые интересны армянской пропаганде и официальному Еревану.

— На днях Старший советник Госдепа США по переговорам на Кавказе Луи Боно и Президент Азербайджана Ильхам Алиев провели рабочую встречу. Стороны обсудили нормализацию армяно-азербайджанских отношений и роль Вашингтона в подписании мирного договора. С чем Вы связываете такую активность Запада на южно-кавказском направлении? И как Вы оцениваете усилия Вашингтона в направлении нормализации армяно-азербайджанских отношений?

— Визит Луи Боно вовсе не случайно совпал с визитом Тойво Клаара. Это говорит о том, что и ЕС, и США предпринимают активные шаги для того, чтобы играть более важную роль в возможных переговорах между Азербайджаном и Арменией в подготовке мирного договора. В любом случае мы обращаем внимание, что американская сторона, в отличии от европейской, более прагматична и более серьезно учитывает справедливую позицию Азербайджана. Это не значит, что США заинтересованы в том, чтобы позиция Азербайджана полностью восторжествовала или был достигнут мир и стабильность. Но относительно того, как себя ведет Европа, в первую очередь Франция, которая там играет главную роль, мы видим, что у США более прагматичная позиция. В этом контексте на фоне Европы у США есть больший запас доверия в глазах официального Баку, и следует отметить, что это может создать более позитивный фон для возможного продолжения переговорного процесса.

— Возможен ли региональный порядок в Закавказье без участия Москвы?

— Однозначно, что Россия является основным игроком в регионе. И во многом та новая геополитическая конфигурация, которая возникла после осенней войны 2020 года в Карабахе, во многом является результатом позиции и деятельности России совместно с Турцией, Азербайджаном и Арменией. Основным элементом этой конструкции является, конечно же, Россия, и не учитывать ее фактор нельзя. В общем контексте мы можем утверждать, что именно с участием Москвы будут продолжаться любые переговоры в нашем регионе, которые могут принести плоды. При этом не исключено, что Европа и США будут организовывать свои площадки для переговоров. И, возможно, визиты американского и европейского представителей были связаны с подготовкой возможной встречи лидеров Армении и Азербайджана на Европейской площадке. Но и тут учитывается позиция Москвы.

—  В Баку завершилось заседание Контактной группы Движения неприсоединения (ДН), председателем которого является Азербайджан. Что Вы можете сказать по итогам работы данного форума? Какие вопросы обсуждались? И что способна предложить данная группа?

— Контактная группа и в целом Движение неприсоединения является уникальным форматом. Это редкий случай, когда одна сторона (Азербайджан) в течение многих лет возглавляет Движение неприсоединения, объединяющее огромное количество стран, значительную часть мира, которая не согласна с тем, что группы ведущих стран продавливают через Совет Безопасности ООН те резолюции и решения, которые наносят вред остальным государствам. В этом формате многие страны объединяет проблема территориальной целостности, агрессии, проблемы, связанные с экономикой, финансами и т.д. Азербайджан уже давно стал площадкой, где можно мобилизовать силы этих стран. Одним из важных моментов является постоянная поддержка стран Движения неприсоединения территориальной целостности Азербайджана. Данная площадка позволяет адекватно давать отпор колониальным аппетитам некоторых стран Европы, в первую очередь Франции, которая так и не освободилась от своего колониального, предвзятого и высокомерного отношения к другим странам.

— 2 марта послы России и Ирана в Азербайджане Михаил Бочарников и Сеид Аббас Мусави обсудили в Баку региональный формат взаимодействия «3+3» и развитие транспортного проекта «Север-Юг». Как Вы оцениваете данную встречу и в целом формат «3+3»? Заинтересован ли Азербайджан в данном формате? И какую роль способна сыграть данная площадка в экономической и транзитной областях?

— Конечно же, такого рода встречи приветствуются. Но иранская сторона ни коим образом за все эти годы не приложила никаких усилий для того, чтобы сдвинуть с места реализацию транспортного коридора «Север-ЮГ». Ни один инфраструктурный проект на территории Ирана не осуществлен до конца. Многие из них еще даже не начаты, хотя Азербайджан на своей территории значительную часть этих проектов завершил. Хочется надеется, что Иран от слов перейдет к делу. Что касается самого формата, то и здесь серьезная проблема в том, что Грузия себя не видит в этом формате и старается избегать его. И опять-таки на фоне нынешнего негативного фона в ирано-азербайджанских отношениях будет проблематично активизировать Иран на каких-то площадках. Азербайджан с недоверием относится к иранской позиции на Южном Кавказе, поскольку в региональных процессах весьма негативную роль играет именно иранский фактор, который поддерживает армянский сепаратизм в регион. Поэтому без решения комплексов вопросов в отношениях между официальным Баку и Тегераном подвижки по вышеуказанным вопросам не могут быть серьезными.