В рамках панельной дискуссии, посвященной трудовой миграции в Узбекистане, мы пообщались на тему эффективного использования человеческих ресурсов, а также реинтеграции мигрантов, возвращающихся на Родину. Эту тему с нами обсудил Шухрат Наркулович Исакулов — кандидат экономических наук, советник офиса “Шелковый путь” при Министерстве туризма и культурного наследия Республики Узбекистан.

Что Вы можете сказать об особенностях трудовой миграции, ее плюсах и сложностях? 

— В миграционном процессе сейчас участвуют миллионы наших людей. Часть из них, мизерная часть, осуществляется на организованной основе — это около 3-5% от общего потока. Этим занимается Агентство по трудовой миграции Узбекистана. 

Но несмотря на это, люди выезжают, получают опыт. Многая наша сельская молодежь, которая абсолютно не имеет никаких профессиональных навыков, через зарубежные рынки труда получает свою квалификацию, обучается. Часть из них возвращается. 

Вопрос в том, что мы должны эффективно и рационально использовать человеческий капитал. Те знания и навыки, которые были получены в процессе миграции, в том числе в России, уже сейчас эффективно нами используются. 

В частности сейчас масштабно идет строительство — строительный бум в Узбекистане. Практически в каждом регионе Узбекистана идет строительство жилых комплексов, домов. И тот опыт наших мигрантов, который был получен в России, очень востребован. Мы получили очень квалифицированные хорошие кадры, которые строят уже в Узбекистане современные дома, комплексы, гостиницы, отели. 

Кроме этих навыков мигранты возвращаются и с проблемами. В частности, в сфере здоровья — некоторые его потеряли, им нужна реабилитация, их нужно подлечить, поддержать. Существуют мигранты, которые вернулись из промышленной сферы, а в их регионе нет этой специальности. Мы должны эти ресурсы направить в те регионы, в которых эти кадры востребованы. Для этого нужно сформировать базу данных, выезжающих и возвращающихся мигрантов, чтобы мы могли знать, какие ресурсы мы сейчас в Узбекистане имеем и как их эффективно использовать. 

Какие другие программы в сфере миграции Вы считаете необходимыми?

— Нас заинтересовала инициатива МВД России касательно внедрения финансовых стимулов для изучения русского язык нашими мигрантами (примечание: подробнее в нашем материале). То есть важно, насколько наши мигранты будут знать русский язык, а это основной фактор комфортного, безопасного присутствия в России. Вот эти скидки, я думаю, одна из самых эффективных и хороших инициатив. 

Важен вопрос не только реинтеграции мигранта на Родине, но и интеграции его в стране, куда он выезжает работать. Свою роль в этом, а также в его обучении русскому языку и истории играют не только государственные центры, но и диаспоры. Что Вы можете сказать на эту тему? 

— Мы должна на правительственном уровне искать возможность поддержки организованной диаспоры за рубежом, которая оказывает образовательные услуги на территории Российской Федерации. С нашего бюджета, с наших государственных фондов, например, поддержки занятости или по поддержке наших мигрантов. Оттуда должно быть определенное финансирование части образовательных услуг, оказываемых организованной диаспоре за рубежом. 

Сейчас около 100 зарубежных организованных диаспор за рубежом. Кроме совершенствования законодательства по поддержке облегчения процедур обучения, нужно предоставить льготы в части налогов на деятельность, связанной с образованием, обучением, интеграцией, помощью мигрантам, осущесвляемой со стороны общественных диспоральных организаций. Нужно предоставить им льготы на оплату коммунальных услуг, аренды, налогов. Это соответствует интересам и Российской Федерации, и Узбекистана.