В Ташкенте прошел масштабный Международный фестиваль музыкального искусства “Рахманиновская весна”. После одного из его вечеров с оперой “Алеко”, мы поговорили о том, в чем секрет притягательности русской классики, как приобщить современную молодежь к высокому искусству, о российско-узбекских связях в сфере культуры, проблеме утечки талантов за рубеж и других актуальных вопросах современной культуры.         

В числе собеседников Plov.Press — солисты оперы из числа магистрантов Государственной консерватории Узбекистана, ее ректор, концертмейстер оперной студии.

Наталья Сараева, Филипп Эль-Танани, студенты 2 курса магистратуры Государственной консерватории Узбекистана.

Чем русская классическая музыка интересна узбекистанскому молодому зрителю?

Наталья: Классическая музыка, не только русская, а любого народа интересна и полезна в плане культурного развития слушателей. Сейчас молодежь не особо просвещенная, и этот фестиваль пытается нашу молодежь приобщить к высокому искусству. Это первый такой масштабный фестиваль, посвященный 150-летию Сергея Рахманинова.

Филипп: Музыка Рахманинова вне времени, он один из самых гениальных композиторов, ученик Чайковского. Оперу “Алеко” Рахманинов написал в 19 лет, при этом она имеет зрелую законченную форму. Каждая ария — отдельный драматический номер. С конца сентября мы готовили эту постановку.

В чем сегодня актуальность оперы “Алеко”?

Филипп: Современному зрителю понятна история свободолюбивых цыган, трагической любви и гибели на почве ревности. Жизнь в плане человеческих отношений не меняется, в разные эпохи люди любили, предавали, страдали, прощали.

Наталья: Опера, думаю, заинтересует молодежь, потому что, во-первых, Пушкин. Тут сближение с классической литературой и русской музыкой, драматическое сценическое действие захватывает.

Что было наиболее сложным в работе над вашими ролями?

Наталья: Я исполняю роль Земфиры. Изначально мне был непонятен этот образ. Она такая злодейка. Мне было сложно Земфиру прочувствовать как изменницу, потому что где-то я жалела покинутого мужа Алеко, он страдает, мучается. Пушкин писал о цыганах, вольных людях, которые вправе любить того, кого захотят, им никто не может ничего запретить. А тут Алеко навязывает Земфире свою любовь, а она хочет свободы. Цыганские женщины свободолюбивые, их нельзя запереть в клетке, что попытался сделать Алеко.

Филипп: Я исполняю партию старого цыгана, отца Земфиры, он глава табора. В первой арии я пою о драматической судьбе старика, как его бросила жена и ушла с другим табором. Это повествование адресовано именно Алеко, который в дальнейшем поступит по-другому: не сможет простить измену и отомстит, убьет Земфиру и ее нового возлюбленного, молодого цыгана. Для меня был тяжелым драматический накал, когда в конце дочь старика умирает. Любой образ мы должны пропустить через себя, тогда он начинает оживать.        

Молодежь мало слушает классическую музыку. Как, на ваш взгляд, это можно изменить?

Филипп: Думаю нужно, чтобы в детских садах, школах пропагандировалась именно классическая музыка. Начинать нужно с более легких опер, например, Россини, Моцарта. “Иоланта” Чайковского, “Алеко” тоже подходят — это небольшие оперы, одноактные.

Наталья: Необходимо больше популяризировать классическую музыку. Давать рекламу в соцсетях. Раньше в советское время на радио помногу играла классическая музыка, сейчас засилье поп-музыки. Неподготовленному зрителю сложно сразу воспринять симфоническую музыку, ее надо подавать дозированно, это другая музыка, она более серьезная.

Насколько интенсивно узбекско-российское сотрудничество в консерватории? 

Филипп: В прошлом году отмечался юбилей консерватории и на мастер-классы приглашали педагогов по фортепиано и вокалу из Российской академии музыки имени Гнесиных. Это способствует развитию консерватории, культурный обмен идет нам на пользу. Кроме того, многие наши педагоги выпускники московской консерватории.

Где вы планируете работать после окончания консерватории?

Наталья: Я хотела бы остаться в консерватории педагогом. 

Филипп: Я хочу уехать, петь разную музыку в разных странах.

Наталья Михайловна Власова, концертмейстер оперной студии при консерватории.

По вашему мнению, русская классическая музыка, в частности Рахманинова, сегодня понятна молодому поколению слушателей Узбекистана?

— Классическая русская музыка — удивительная музыка, это большой пласт культуры: это и Чайковский, и Рахманинов, и Бородин. Их оперы идут на сцене часто. Эта музыка подкупает своей искренностью, красотой, широтой звучания. Она необъятна как российские пейзажи. Рахманинов — абсолютно русский композитор, хоть последние годы и жил за границей, в его произведениях всегда есть звучание колоколов, оно такое национально-мелодическое. А опера “Алеко” — это Пушкин, а он вечен.

Как вам кажется, в общеобразовательных школах надо больше внимания уделять приобщению учеников к классической музыке? 

— Я считаю, что в общеобразовательных школах должен быть предмет “слушание музыки”, как в музыкальной школе имени Успенского. Детям необязательно петь в хоре, но вот слушать музыку и приобщаться к звучанию надо. У человека, которому близка классическая музыка, богатый внутренний мир. Да, эстраду можно слушать, получать удовольствие от легкой музыки. Но классическая музыка непременно должна быть. Она расширяет кругозор, дает духовную глубину.

На концерты Рахманиновского фестиваля зрители активно ходили?

— Этот фестиваль, проводимый для популяризации классической музыки, собирал полные залы, люди приходили, слушали. Кроме того, мы провели конкурс на лучшее исполнение фортепианных произведений Рахманинова, известно, что он был великий пианист.  Участвовали и учащиеся консерватории, и школы Успенского, и школы Глиэра, и интерната на Чиланзаре, были и маленькие дети из музыкальных школ. Все ребята получили призы. Это и есть популяризация.

Ваши магистранты говорили, что российские специалисты иногда проводят мастер-классы в нашей консерватории. А узбекистанские музыканты востребованы за рубежом?        

— Да, у нас проводится немало мастер-классов специалистами из России. В прошлом году я сама была на мастер-классе для нашего хора от дирижера-хоровика из академии Гнесиных, мне понравилось. Недавно приезжал пианист из Нижегородской государственной консерватории.

Многие наши студенты выигрывают международные конкурсы. Например, наши солисты выигрывали на Романсиаде в России. Они там производят хорошее впечатление.

Какая сегодня молодежь поступает в консерваторию?

— Молодежь у нас учится талантливая, эмоциональная. Сегодня немало ребят приходят, как говорится, от сохи, но у них есть талант, шикарный голос, из областей много желающих. Иногда вокалисты поступают в консерваторию и без музыкального образования. Мы в них вкладываем, здесь они обучаются общему фортепиано, теоретическим предметам.          

Лучшие выпускники зачастую хотят уехать работать за границу. Проблема, как мы понимаем, в низких зарплатах?

— Да, хотят. Многие едут учиться в Гнесинку. Получают гранты на обучение в России. Инструменталисты тоже уезжают — в Сингапур, Америку. Узбекистан теряет большое количество хороших специалистов. Очень жаль. Чтобы не уезжали, надо чтобы музыкантов хорошо материально обеспечивали, чтобы у них были высокие зарплаты.

Камолиддин Уринбаев, заслуженный артист Узбекистана, ректор консерватории, Главный дирижер и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра.

Есть мнение, что молодежь, в отличие от людей взрослого поколения, труднее воспринимает классическую музыку, или это стереотип? Что вы делаете, чтобы молодые зрители приходили на концерты классической музыки?

— Это стереотип. По моим наблюдениям могу сказать, что за последние несколько лет контингент зрителей на классических концертах становится моложе. Чтобы приобщить молодежь к классическому академическому искусству, мы организовываем необычные форматы концертов — в программу популярной музыки добавляем классические произведения. Таким способом мы добиваемся, чтобы зрительский охват стал шире и моложе. Для нас, как исполнителей, важно, чтобы на концерты академической классической музыки ходила именно молодежь. Такая музыка о добре, она оставляет у слушателя самые позитивные чувства, воспитывает, облагораживает, заставляет читать, думать.

Добавим, что об актуальности русской классической музыки свидетельствуют и итоги Рахманиновского фестиваля. В его рамках с 1 по 15 апреля 2023 года состоялось более 10 концертов, мастер-класс по вокальному искусству, научно-практическая конференция, конкурс на лучшее исполнение фортепианных произведений великого композитора и пианиста. Всего в фестивале приняло участие более 500 музыкантов. По сообщению пресс-службы Государственной консерватории, фестиваль посетило свыше 5 тысяч зрителей.