Ситуация вокруг амулсарского золотого рудника, расположенного недалеко от знаменитого армянского курорта Джермук, по всей видимости, приближается к окончательной развязке.

16 сентября премьер-министр Армении Никол Пашинян встретился с членом Совета директоров компании «Lydian Canada Ventures» Джеффри Коучем и исполнительным директором компании «Лидиан Армения» Айком Алояном. На встрече в очередной раз обсуждались вопросы эксплуатации золотоносного рудника на Амулсаре. Представители интересов горнодобывающей компании говорили о необходимости возобновления работ, а премьер Никол Пашинян снова заявлял о первостепенности сбалансированного интереса граждан Армении, в рамках которого и будет принято решение. Решение, которое уже два года висит в воздухе, и настраивает инвесторов, получающих убытки, на весьма решительные правовые действия, в частности обращение в Международный арбитражный суд.

Проблема Амулсара

Многолетняя проблема заключается в том, что местные граждане и экоактивисты в течение последних двух лет проводят перманентные акции протестов против эксплуатации рудника, озвучивая опасности и риски для окружающей среды, связанные с работами на Амулсаре. При этом англо-канадская горнодобывающая компания «Lydian Armenia», непосредственно фигурирующая в процессе, утверждает обратное. Представители компании ссылаются на проведённую ими ещё в 2018 году оценку воздействия рудника на окружающую среду, которая говорит о безопасности эксплуатации золотых месторождений. В связи с чем «Lydian Armenia» вполне резонно требует прекратить протесты, вызывающие простой работ на руднике с февраля 2019 года, финансовые потери от которого обходятся компании порядка $ 500.000 в сутки.

Почему начались протесты

Рудник на Амулсаре один из крупнейших в Армении, содержит около 31 млн руды и 40 тонн чистого золота. Его обнаружение в середине 2000-х сулило внушительный приток финансов в страну и открытие новых рабочих мест. Однако фактор его расположения ― всего 10 км от куротного Джермука и Кечутского подохранилища, связанного с озером Севан, стал серьёзной помехой в процессе эксплуатации рудника.  

Не удовлетворившись экспертизой, проведённой самой горнодобывающей компанией, зелёные активисты ещё два года назад перекрыли пути на рудник с требованием остановить работы, которые, по их мнению, могли загрязнить подземные воды прилегающих территорий и вызвать экологическую катастрофу. Произошло это сразу после «бархатной революции» 2018 года. Правительству Армении, в составе которого числится немало экологических активистов, ратовавших за остановку эксплуатации амулсарского рудника при прежней власти, не оставалось иного выхода, как провести новую экспертизу на Амулсаре. Её заказали у независимой ливанской компании ELARD. Однако и эта экспертиза показала, что риски на руднике считаются управляемыми и не являются препятствием для возобновления работ. Как легко догадаться, такой результат не удовлетворил экоактивистов, и протесты на Амулсаре продолжаются по сей день.

Реакция власти на происходящее

Ситуация на Амулсаре неизбежно начала перерастать из плоскости экологического конфликта в политический. И если в начале протестов звучали лишь отдельные заявления политических лиц, то в сентябре прошлого года Американская торговая палата в Армении (AmCham) обратилась к премьер-министру Армении Николу Пашиняну с официальным письмом, требуя разрешения ситуации. Посыл AmCham вряд ли можно было истолковать иначе, чем предупреждение о том, что обстановка на Амулсаре направляет негативные импульсы потенциальным инвесторам и делает Армению страной, не привлекательной для инвестиций.

Вслед за этим последовала упомянутая выше экспертиза, заказанная компании ELARD. Но и это не стало поводом для прекращения протестных настроений.

Если Пашинян не идёт к горе, то Арбитраж идёт к Пашиняну

13 августа 2018 года премьер-министр Армении Никол Пашинян, обратившись к концепции развития горнодобывающей промышленности в Армении, отметил, что сегодня горнодобывающая промышленность является основным локомотивом экономического роста, и действующее правительство уже ранее заявляло, что данная модель экономического роста ни в коем случае не может считаться приемлемой.

«Одной из наиболее важных задач нашего правительства является изменение этой модели экономического роста не только потому, что в данном случае речь идет о продаже наших недр, но и также потому, что экономический рост, сформированный поступлениями от продажи этих недр, не является инклюзивным, то есть влияние такого экономического роста граждане Республики Армения на себе не чувствуют», ―отметил премьер.

Казалось бы, вот оно ― единство власти с народом: всенародный премьер Пашинян поддерживает интересы экоактивистов и единомышленников. И даже выделяет из госбюджета $ 397.000 на проведение комплексной экспертизы Амулсарских золотых приисков, ожидая подтверждения своей правоты: разработка рудников — не только неверный путь экономического развития страны, а ещё и реальная угроза экологии. Однако проходит всего год и Пашинян заявляет теперь уже о том, что у Армении нет правовых оснований для запрета разработки рудника, поскольку экспертная компания не нашла причин для остановки работ на Амулсаре.

Эти заявления вызвали новую волну протестов, которые грозят перерасти в войну против самого Пашиняна как государственного деятеля, непосредственно отвечающего за экологическую ситуацию в своей стране. Ситуация усугубилась в начале текущего сентября, когда компания «Lydian Armenia» привлекла к охране рудника новую частную фирму. Активисты, дежурящие у въезда к приискам, подложили гвозди под колёса охранных грузовиков, тем самым провоцируя новые столкновения. Ответом охраны стал перенос вагонов-домиков защитников Амулсара втайне от их владельцев и установка на их место своих трейлеров.

Происходящие в течение последних двух лет события привели к тому, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заявил о завершении инвестирования в золотой рудник на Амулсаре, длящегося с 2009 года. В отчёте, опубликованном ЕБРР, говорится о том, что инвестиции банка будут прекращены в рамках процесса корпоративной реструктуризации «Lydian Armenia». А немногим ранее руководство «Lydian» уведомило Армению о потенциальном международном арбитражном споре в соответствии с двусторонними инвестиционными соглашениями между Великобританией и Канадой по поводу «продолжающейся кампанией правительства Армении, направленной против инвестиций “Lydian” в Армении».

Если это произойдёт, и «Lydian Armenia» обратится в Международный арбитражный суд, Армению ожидают большие неприятности. В частности требование выплатить компенсацию в $ 2 млрд, включающую в себя не только вложенные инвестиции, но и финансовые потери от полуторагодовалого простоя работ. Учитывая размер суммы, можно предположить, что в госказне Армении таких денег попросту нет, что, по решению Арбитражного суда, может дать право на конфискацию движимых средств, имущества и даже транспорта у законных представительств и дипмиссий Армении в разных странах мира, а также на арест всех банковских счетов государства, выведенных за пределы Армении. Также в случае удовлетворения возможного иска «Lydian Armenia», на армянские компании и товары, производимые в Армении для экспорта, могут быть наложены разного рода санкции со стороны других стран. Такое решение не станет беспрецендентным в истории арбитражных разбирательств, поскольку ранее подобные иски со стороны канадских и австралийских горнодобывающих компаний в Венесуэле и Пакистане были удовлетворены, и обязали правительства этих стран выплатить от 2 до 6 миллиардов долларов США соответственно.

Искусственно смягчая возможные риски подобного исхода, в прессе то и дело мелькают слухи о том, что «Lydian Armenia» не имеет юридической возможности обращения в Арбитраж, поскольку является дочерней офшорной компанией «Lydian International». Однако вряд ли это можно считать серьёзным основанием, так как известно, что в Арбитражный суд может обратиться физическое лицо иностранного происхождения, например руководитель компании «Lydian Armenia», чьи правовые интересы ущемлены.

P. S.  21 сентября премьер-министр Армении Никол Пашинян, представляя стратегию развития страны до 2050 года заметил, что на сегодняшний день из-за кризиса туризма в стране практически нет, и если бы не было горнодобывающей промышленности, то Армения оказалась бы в очень глубоком коллапсе. И новые месторождения обязательно будут разрабатываться с высокой степенью экозащиты, а владельцев старых рудников обяжут провести улучшения

Наступит ли Пашинян на горло собственной песне, согласившись с необходимостью разработки Амулсарского месторождения или ввяжет Армению в рискованный арбитражный процесс, мы узнаем уже совсем скоро. Но всё говорит о том, что третьего пути для выхода из этого тупика у Пашиняна уже нет.

От Кочарян Тигран

Аналитик, медиаэксперт