Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) 4 июля 2023 года официально объявила о вступлении Ирана в ряды стран — участниц объединения, решение об этом было принято на 23-м саммите организации под председательством Индии. Иран стал девятым членом межгосударственного объединения.
ШОС была основана 15 июня 2001 года в Шанхае. Сначала в состав организации входили 6 стран — Россия, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Таджикистан и Узбекистан, в 2017 году к ним присоединились Индия и Пакистан.
Вступление Ирана в ШОС корреспондент pressunity.org обсудил с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником и руководителем восточного Культурного Центра Института востоковедения РАН, доцентом кафедры современного Востока и Африки Российского Государственного Гуманитарного Университета Раванди-Фадаи Ланой.
— 4 июля 2023 года Иран официально вступил в Шанхайскую организацию сотрудничества. Какое влияние, по Вашему мнению, членство Ирана в ШОС окажет на региональные и международные связи?
— Членство Ирана в ШОС укрепит отношения этой страны с Россией и Китаем и в целом повысит авторитет Ирана на международной и региональной арене. Иран, вступив в ШОС, тем самым показал, что никакой международной изоляции Исламской республики не существует, а его отношения с крупнейшими странами Евразии (Россией, Китаем и Индией) только укрепляются.
— Отношения Ирана и Азербайджана продолжают нести кризисный характер. Как Вы считаете, чем чревато обострение конфликта между Ираном и Азербайджаном?
— В целом отношения Ирана и Азербайджана действительно в последние годы и особенно в последние месяцы были напряжены. Однако 5 июля состоялась встреча главы МИД Ирана Хосейна Амира Абдоллахияна и президента Азербайджана Ильхама Алиева, в ходе которой стороны оптимистично сообщили о преодолении разногласий. Так, стороны договорились о возобновлении работы посольства Азербайджана в Тегеране после оглашения приговора виновным в теракте. Кроме того, активизируется строительство железной дороги, соединяющий Иран с Азербайджаном, в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Алиев обещал, что не предоставит азербайджанскую территорию для угроз Ирану. Учитывая большую выгоду данного международного проекта, я бы не стала ожидать обострения отношений, по крайней мере в ближайшие месяцы. Однако если каким-то образом обострение и случится, то, по моему убеждению, до военных действий не дойдет, и стороны вскоре помирятся из-за большой экономической взаимозависимости (строительство МТК Север-Юг, рост товарооборота, который вырос в 2022 г. на 13% и составил 688 млрд. долл., и т.д.).
— Как Вы можете оценить влияние армяно-азербайджанского конфликта на отношения Ирана и Азербайджана?
— Мне кажется, что основным триггером, запустившим ухудшение отношений Ирана и Азербайджана, стала победа Азербайджана в Карабахской войне, так как она привела к нарушению почти 30-летнего баланса сил между государствами и к резкому усилению не только Азербайджана, но и Турции — союзника Баку. В этой связи в Тегеране возникло опасение, что иранские азербайджанцы, составляющие большинство на северо-западе страны, под влиянием укрепления тюркоязычных стран региона могут потребовать автономии или даже независимости, что поставит под угрозу территориальную целостность страны. Этим и вызвана все более ощутимая ориентация Тегерана в сторону поддержки Армении, вплоть до заявлений КСИР, что территориальная целостность Армении является красной линией Ирана.