В июле текущего года отмечается 150-летие начальника штаба Армянского корпуса, Георгиевского кавалера, военного востоковеда, генерал-лейтенанта Евгения Евгеньевича Вышинского.
Известно, что 13 декабря 1917 г., согласно приказу 136 Главнокомандующего Кавказским военным округом, командиром сформированного Армянского корпуса был назначен генерал-лейтенант русской армии Фома Назарбеков, начальником штаба – генерал-майор Евгений Вышинский.
После провозглашения независимости и образования первой Республики Армения в 1918-м году Вышинский продолжает служить в армянской армии.
О Е. Вышинском и его заслугах перед Арменией pressunity.org побеседовал с к.и.н., преподавателем РАУ Ваге Аветисяном.
– Как получилось, что русский офицер Евгений Вышинский возглавил армию Отдельного Армянского корпуса?
– Довольно интересный факт, что очень многие русские офицеры, особенно штаба, нашли продолжение своего дела в различных армиях, в том числе и в Кавказской армии, потому что особенно в армянской армии штабных офицеров не хватало. Армии как таковой у Армении не было, и кадровых русских офицеров было очень мало. Офицеры-армяне тоже были выходцами из императорской российской армии. Сохранилось письмо председателя правительства Армении Ованнеса Каджазнуни 1918-го года штабным офицерам Фоме Назарбекяну и Евгению Вышинскому, который в 1916-м году получил чин генерала в Отдельном Армянском корпусе. В этом письме Каджазнуни предлагает им продолжить службу в Первой Республике. Они согласились, и Вышинский возглавил армию Отдельного Армянского корпуса.
Есть объективные и субъективные причины, почему Вышинский согласился.
Из объективных можно назвать то, что он сам был выходцем из Сувалкской губернии Российской империи. Это современная Польша, и к 1918-му году этот регион была оккупирован немецкими войсками, и очень может быть, что Вышинский, как и многие офицеры из этих регионов, потеряли своих родных, дома, родные места, и не за чем было возвращаться обратно.
Из субъективных моментов – многие офицеры понимали, что после революции в России не наступит мир и, скорее всего, будет гражданская война и их отправят воевать против своих же. И поэтому многие не захотели вернуться в Россию и остались в Армении.
Это можно предположить, потому что кроме Вышинского в Армении остались еще очень много русских офицеров.
Так, с Вышинским на службу в армию Армении поступило очень много русских штабных офицеров. Глава оперативного отдела штаба, поручик Нершов, штаб-капитан Николай Шумов, подпоручики Михаил Медведев, Мелентий Дверницкий, полковник Владимир Перекрёстов и другие.
В Сардарапатской битве участвовали полковник Перекрёстов, который командовал добровольческим полком. Были также казацкие полки. Очень известный командир казацких отрядов есаул Павел Золотарёв. Но, к сожалению, информации мало. И отдельного труда, исследования, посвященного русским офицерам в армянской армии 1918-1920-х гг., к сожалению, еще нет.
– Какие основные заслуги Евгения Вышинского перед Арменией?
– Информации немного. Основную информацию мы берем из трудов К.С. Попова, который тоже служил в Армении в Кавказском военном округе еще с начала 20-го века. К.С. Попов после революции эмигрировал сначала в Сербию, в Белград, а потом – в Париж, где опубликовал несколько работ: “Лейб-Эриванцы в Великой войне”, “Храм славы”, где представляются подвиги русских корпусов в кавказском направлении. Известно, что Вышинский получил очень много наград за свои боевые заслуги на Кавказском фронте и не только. Он воевал и на Западном фронте. После революции, с марта 1918-го года, когда возглавил штаб Армянского корпуса, он, по всей вероятности, как начальник штаба участвовал в планировке Сардарапатского сражения. Без его участия невозможно представить планировку, поскольку он был начальником штаба в это время. И в этом заключается его главная заслуга перед Арменией. В конце сентября того же года, к сожалению, он умер.
– Известно ли, как он умер?
– Это тоже загадка, потому что про это тоже почти никакой информации нет. Есть труд Г. Харатяна “Дилижанская грядка Армении” 2019-го года, где говорится о могиле Вышинского, который после смерти был похоронен в подворье русской православной церкви в Дилижане, поскольку штаб Армянского корпуса тогда находился в Дилижане. Русская православная церковь носила имя святого Георгия. В середине 20-го века, вследствие исхода оползня, и храм, и могила пострадали. После этого уже было решено не восстанавливать. И поэтому сейчас мы не имеем могилы Вышинского. Из трудов Попова известно, что вдова Вышинского Анна Оттоновна, по всей вероятности прибалтийская немка, сначала эмигрировала в Тифлис, а потом уже в Европу и скончалась в 1939-м году.
Несмотря на наличие большого количество трудов армянских историков о событиях 1918-го года, в них очень мало информации о Вышинском. Как источники берутся воспоминания участников событий, открытые материалы с сайтов российской армии, труды Попова и т.д.
– Насколько актуальна проблема пересмотра истории в Армении?
– Процесс переоценки истории, который в историографии называется ревизионизмом, идет во всех странах бывшего Советского Союза, в том числе и в Армении. В Армении он отличается. Приход и укрепление русских в Закавказском крае, тем более конкретно в Армении в начале 19-го века – это армянским народом не только приветствовалось, но и было названо освобождением. Это неспроста, поскольку армяне восемьсот лет находились под очень жестоким мусульманским игом, и приход русских во многом освободил армян от этого.
Что касается конца 19-го – начала 20-го веков, здесь очень много сделано в плане переоценок. И, к сожалению, это делается и со стороны академических кругов, и со стороны публицистов, которые в основном не базируются на исторических документах, содержат в себе очень много манипуляций, выдумок, недоказанных фактов. В этом отношении, конечно, в Армении чуть лучше, чем в других странах, но процесс, к сожалению, есть, и не заметить его невозможно.