В северном регионе Армении Лори были основаны одни из первых русских поселений в Восточной Армении, и там по сей день продолжают проживать многие представители русской общины Армении. Мы отправились в командировку для того, чтобы воочую ознакомиться с тем, как сейчас живут русские общины этого края, как сохраняются памятники старины.  

В этом богатом зеленью крае уже больше двух столетий бок о бок мирно и дружно соседствуют армяне и русские. И если изначально в новообразованных русских поселеньях переселенцы жили обособленно, мало контактируя с местным армянским населением, то сейчас, сохраняя свои традиции и быт, русские хорошо интегрировались в армянское общество, а местные армяне переняли в свой уклад некоторые элементы культуры и быта русских соседей.

Готовясь к командировке, мы стали изучать историю поселения русских в Армении.

Известно, что первые русские переселенцы появились в Армении в начале XIX-го века после того, как Восточная Армения вошла в состав Российской империи.

Первый русский военный гарнизон был размещен по приказу царя Николая I в 1804-м году близ нынешнего города Гюмри – там, где сейчас располагается российская военная база.

Постепенно на армянской земле стали появляться русские военные поселения, которые создавались за счет женатых и отставных солдат. “Из внутренних губерний сюда стали завозить невест для холостых солдат. Появились чистые, благоустроенные поселения с православными храмами, школами, лазаретами и обустроенным хозяйством. Так возникли русские села в Борчалинском уезде (южная часть уезда- нынешняя область Лори Республики Армения – ред.) – Джелал-оглы (Степанаван), Гергеры – Русские, Новопокровка, Привольное, Новоалександровка, Николаевка (последнее состояло из высланных сюда украинских казаков)”. Об этом пишет в своей книге “Русские в истории Армении” И.Я. Семенов.

Также по постановлению правительства 1830-го года в Закавказье стали ссылать русских иноверцев: молокан, духоборов, субботников и других “сектантов”, где они, согласно специальному закону, получили право свободно собираться и совершать свои обряды. Переселенцам были выделены хорошие наделы земли. Они на первые годы освобождались от налогов и получали значительные льготы. В результате такой благоприятной политики в эти края добровольно потянулись сектанты – в основном из средней полосы России.

Для поселений русских были выбраны возвышенные горные плато Лорийского и Севанского районов, климатические условия которых были схожи с привычными для них.

Кроме того, поселения русских располагались вдоль главных магистралей и дорог. Вдоль основной торговой трассы между Россией и Персией: Тифлис – Елизаветполь – Дилижан – Еленовка (Севан) – Ахта – Эривань – Джульфа. Другая полоса – по стратегически важной трассе следования российских войск на Турцию: Тифлис – Ахалцих – Александраполь – Карс – Эрзерум.

Переселение сектантов из России в Закавказье было прекращено в 1853 году и разрешалось лишь для воссоединения родственников. Дальнейшее пополнение численности русских поселений происходило в основном за счет беглых сектантов, которых тщательно скрывали.

Кроме “сектантов” в Армении обосновались также другие группы русского населения. Казаки обосновались в Дилижане и в селе Николаевка, где до сих пор проживают их потомки. А православное русское население проживало в Николаевке, Гергерах-Русских, Семеновке, Джелал-Оглы, а также в селах Новопокровка и Привольное.

Так, к концу XIX века на территории нынешней Армении образовалось 22 чисто русских сельских поселения, а численность русского населения на территории Восточной Армении составляла около 15 000 человек.

С 30-х годов ХIХ и в ХХ в. в Армении были основаны русские поселения: Александровка, Ахта-Неркин, Базарчай, Борисовка, Воронцовка (Ташир), Воскресенка (Лермонтово), Гергеры-Русские, Галовино, Дилижан-Новый, Джелал-Оглы-Русские, Еленовка, Караклис, Константиновка, Михайловка, Новомихайловка, Надеждино, Никитино (Фиолетово), Николаевка, Новоалександровка, Новоалексеевка, Новомихайловка – в Ташире, Новониколаевка, Новопокровка, Привольное, Семеновка, Сухой Фонтан и др.

Множество русских поселений было в Карабахе.

В советское время число русских в Армении увеличивалось за счет семей военнослужащих и специалистов различных профессий. К концу 1980-х годов число русских в Армении составляло около 70 тысяч. Однако 70-80% покинули страну после череды таких событий, как Спитакское землетрясение 1988 г, распад СССР, Первая война в Карабахе, блокада Армении.

Согласно переписи 2011 года, в Армении проживало около 11,9 тысяч русских, что составляло 0,39% населения страны. По тем же данным, больше всего русских продолжило проживать на исторически освоенной ими территории Лорийской области – более 3000 человек.

Естественно, данные устарели, однако результаты переписи 2022 года все еще не опубликованы. Также, говоря про русское население Армении, нельзя не учесть большой наплыв русских релокантов в 2022 году, количество которых, по разным данным, составило от 200 до 300 тысяч. Разумеется, многие уедут, но, скорее всего, часть из них примет гражданство Армении и пополнит местную русскую общину.

Село Новопокровка. Нынешнее название – Урасар.

Небольшой туристической группой мы приехали в село Урасар – бывшая Новопокровка, основанное в начале  XIX века казаками. Это одно из первых русских поселений в провинции Лори. Село находится вблизи города Степанаван. В советские годы было переименовано в Куйбышев, после провозглашения независимости – Урасар. Изначально было полностью руссконаселенным, с середины XX века там появилось также армянское население.

Сейчас большинство жителей – армяне. В селе Урасар проживают около 400 человек, из них только 20 – русские.

В настоящее время сюда регулярно привозят группы туристов для ознакомления с русским наследием Армении.

В центре села возвышается Русская православная церковь Святой Богородицы середины XIX века.

В советские годы помещение церкви использовалось как склад. А после Спитакского землетрясения 1988 года церковь пришла в аварийное состояние.

В 2015 году по инициативе доктора филологических наук Михаила Амирханяна и при поддержке министерства градостроительства РА, областной и местной администраций церковь реконструировали – были восстановлены двери, кровля, окна, очищено внутреннее пространство.

Как нам рассказала пожилая местная жительница, продающая свечки в церкви, несмотря на то, что церковь православная, сегодня в большинстве своем прихожане церкви армяне. Из русских в деревне остались только несколько пожилых людей, молодые же все давно покинули деревню.

“Так и живем бок о бок армяне и русские. Раньше русских семей было много, но после 90-ых многие вернулись в Россию. А жаль. Остались только старики. Так и живем бок о бок мирно и дружно”.

Следующим нашим пунктом назначения стало другое не менее известное русское село провинции Лори – Николаевка, нынешнее Амракиц.

Село было основано казаками в 1840 году на месте исторической армянской деревни Амрак. Носило название Николаевка, Новониколаевка, после советизации Армении было переименовано в Киров.

До 1960-х годов это была чисто русская деревня. Позже туда стали заселяться также армянские семьи, число которых резко возросло после землетрясения 1988 года, а также за счет беженцев из Азербайджана.

В настоящее время население села- около 600 человек, из которых русских только 15-20 человек.

Село широко славится своей уникальной церковью Святого Николая Чудотворца, или как ее еще называют – церковь Санта Клауса.

Основанная в 1846-м году, она выделяется своей уникальной архитектурой в стиле неорусского модерна и является одной из главных достопримечательностей Лорийского региона, а также культурно – историческим памятником республиканского значения.

К сожалению, мы ее застали в плачевном, аварийном состоянии, в которое она пришла после Спитакского землетрясения 1988 года. Дверь и окна в церковь были заколочены.

Как нам рассказали местные жители, в 2009 году иконы и церковная утварь были перевезены в русскую церковь в Гюмри. Но сельчане обставили вход небольшими иконами и там же зажигают свечи.

В советские годы церковь находилась под опекой грузинской православной церкви. Сегодня во время больших церковных праздников церковь посещает священник русской церкви г. Гюмри. Он проводит службу во дворе церкви.

“Нам уже давно обещают восстановить церковь, но дальше обещаний дело не идет, – поделилась с нами местная жительница. – К нам постоянно приезжают группы туристов. Среди них немало иностранцев. Все они приезжают посмотреть на нашу церковь, а она в таком неприглядном состоянии”.

В 1983 году по решению Совета министров Армянской ССР церковь Святого Николая была включена в список охраняемых государством памятников истории и культуры.

В 2004 году тот же список утвердило и министерство культуры Армении. Но находящаяся в аварийном состоянии церковь с каждым годом разрушается все больше.

После переворота 2018 года в село приезжал представитель русской общины в парламенте РА, депутат Алексей Сандыков, который обещал заняться вопросом восстановления церкви, но прошло уже около пяти лет, а воз и ныне там. Цена вопроса около 2-х миллионов долларов.

Надеемся, что после нашей публикации соответствующие государственные структуры Армении и России обратят внимание на этот уникальный памятник истории.

От Бабуханян Заруи

Политический обозреватель