Иран готов к полной отмене визового режима с Россией, для этого должностные лица должны принять соответствующие решения, заявил в интервью газете «Известия» посол Ирана в РФ Казем Джалали.
Напомним, что соглашение между Ираном и Россией о безвизовых групповых турпоездках заработало с 1 августа (поездки возможны на 15 дней в составе групп от 5 до 50 человек).
О возможной отмене визового режима между Ираном и Россией pressunity.org поговорил с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником и руководителем восточного Культурного Центра Института востоковедения РАН, доцентом кафедры современного Востока и Африки Российского Государственного Гуманитарного Университета Раванди-Фадаи Ланой.
– Как, по Вашему мнению, повлияет отмена визового режима на российско-иранские отношения в разных сферах?
– Отмена визового режима, на мой взгляд, очень существенно ускорит развитие российско-иранских отношений в самых разных сферах, а особенно – в сфере туризма и торгово-экономических отношений. Российские бизнесмены смогут без особых трудностей посещать Иран (и наоборот), что еще больше укрепит двусторонние экономические связи.
– От каких факторов, по Вашему мнению, зависит отмена визового режима между Российской Федерацией и Ираном?
– Отмена виз между двумя странами стала актуальной после ускорившегося сближения наших стран, которое началось с прошлого года в условиях новой геополитической обстановки. Иран, со своей стороны, заявил о готовности полной отмены виз, но необходимо дождаться, когда официальные лица Ирана примут соответствующее решение. Ожидается, что Россия вскоре даст ответ на предложение Ирана по полной отмене виз. Скорее всего, здесь не будет никаких сложностей, но нужно некоторое время, чтобы согласовать и официально утвердить договоренности. Я бы ожидала полной отмены виз уже к концу этого года, или в следующем году.
– Как Вы в целом можете оценить российско-иранское сотрудничество?
– В целом российско-иранское сотрудничество я бы оценила достаточно высоко. До последнего времени существовала такая особенность, что внешнеполитический аспект российско-иранских отношений резко доминировал над всеми остальными. Но в настоящее время растет товарооборот, растут инвестиции, увеличивается число туристов из обеих стран. В 2022 году товарооборот достиг рекордной отметки в 5 млрд. долларов. Продолжается эффективное сотрудничество и в решении ближневосточных проблем: прежде всего, по стабилизации ситуации в Сирии.
– Какие прогнозы Вы можете дать по дальнейшему развитию двусторонних отношений?
– Что касается того, как будут развиваться наши отношения в будущем: я бы ожидала продолжения тренда на быстрый рост товарооборота и инвестиций, особенно российских инвестиций в иранскую нефтегазовую отрасль, которая нуждается в иностранных вложениях. Что касается перспектив развития туризма, я тоже ожидаю продолжения быстрого роста числа туристов. Хотя присутствуют определенные сложности: многие россияне не привыкли к строгим исламским правилам, соблюдения которых в Иране требуют не только от своих граждан, но и от туристов, что безусловно сдерживает увеличение российского пляжного туризма в Иран. Но, что касается экскурсионного и группового туризма, – здесь я не вижу особых препятствий, и, учитывая, что Иран весьма богат на достопримечательности, это направление будет только расти. Мне кажется, что и в культурном плане наши отношения будут укрепляться, особенно учитывая очевидный рост интереса к русскому языку в Иране, который изучают все больше старшеклассников и студентов гуманитарных вузов (в России изучение персидского языка пока не получило серьезной популярности, но с развитием экономических связей и это может измениться). В целом остается проблема, что очень многие россияне мало знают об Иране и основывают свои знания на негативных стереотипах (что в Иране якобы господствует бедность, средневековая отсталость, одни пустыни и др.), а многие даже до сих пор считают, что крупнейший народ Ирана (персы) – это якобы арабский народ, как например иракцы или египтяне. В этой связи, я считаю, что необходимо уделять истории и современному состоянию Ирана (в том числе достижениям страны после Исламской революции) больше внимания на российском телевидении и радио, чтобы просвещать наших граждан. Также в Иране информация о России иногда подается тенденциозно и однобоко, и многие иранцы тоже не очень хорошо осведомлены о нашей стране. Но в последнее время иранское правительство с этим работает и старается распространять положительную информацию о России.