Происходящие в мире процессы говорят о том, что изменения и в технологическом, и в мирохозяйственном плане практически неизбежны. Сформировавшаяся в прошлом веке глобализация на основе ультралиберальных подходов и в экономике, и в политике не позволяет больше добиться реального экономического роста. Модель, основанная на глобализации рынка и максимально возможном разделении труда не дает воспроизводственного эффекта. На самом деле, проблемы этой модели управления были очевидны уже в 70-е, 80-е годы прошлого столетия, но опирающаяся на искусственное стимулирование спроса «рейганомика», а также развал СССР и «социалистического лагеря», несомненно, дали ей возможность передышки, но не более того. К началу нашего столетия стало абсолютно ясно, что углублять разделение труда и расширять рынки далее практически не представляется возможным, и мировой экономический кризис 2008 года был отчетливой демонстрацией этого. Тут, думаю, совершенно уместно будет отметить, что процентная ставка ФРС США с начала «рейганомики» до 2008 года упала с 18 процентов до практически нуля. Тогда денежные власти США стали прибегать к альтернативным механизмам поддержания спроса и ликвидности. Так, стали все чаще употребляться термины «вертолетные деньги» и «количественное смягчение». Но проблема усугублялась тем, что, по экспертным оценкам, до 80 процентов этой эмитируемой денежной массы оседала в финансовом секторе, не доходя до реальной экономики. К 2014 году, когда стало понятно, что система выдыхается, началось резкое увеличение оттока капитала из развивающихся рынков. Затем наступил черед «парада девальваций» 2014-15 годов, в том числе в нашем регионе, когда в богатейших в плане природных ресурсов странах постсоветского пространства – России, Казахстане и Азербайджане произошли мощные девальвационные шоки. Только далекие от глубинного понимания реально происходящих в экономике процессов могут списать это только лишь на резкое падение цен на нефть. Хотя, безусловно, процесс снижения нефтяных цен также был вписан в логическую цепь процессов, связанных со сменой технологических укладов, утратой эффективности прежней доминирующей модели управления и оттягиванием капитала из периферии в центр доллароцентричной мировой экономики. Но анализируя внушительное положительное торговое сальдо Азербайджана, России и Казахстана, можно легко убедиться, что если бы не мощный вывоз капитала из упомянутых стран, поддержание стабильности на валютных рынках в этих государствах не должно было бы представлять особого труда для денежных властей вышеупомянутых стран.

Смена администрации в Белом Доме, глубокий разлом во внутриамериканской элите и в элитах целого ряда стран, постепенное усиление национально ориентированных политических сил в мире привели к тому, что «финансовые глобалисты» стали испытывать по всему миру серьезные проблемы. Думаю, в этой связи не случайно, что накануне президентских выборов в США напряженность по всему периметру противостояния достигает апогея. Это видно и по беспрецедентному давлению на Германию, и по попытке реализации «украинского сценария» в Беларуси, и по информационной атаке на Россию, которую чуть ли не обвиняют во всех фактах отравления по всему миру.

В этой связи, думаю, было бы наивно полагать, что попытки провоцировать антироссийские настроения на постсоветском пространстве являются случайными. Это, на мой взгляд, отчетливо проявляется в оголтелой антироссийской пропаганде, которая в последние недели развернулась со стороны целого ряда так называемых «политиков, экспертов и общественных деятелей» в Азербайджане, а также среди тех местных деятелей, которые скрываются от уголовного преследования на Родине в «гостеприимных» западных странах, ведя там, на мой взгляд, откровенную «пропагандистскую войну» против собственного государства. Практически каждый день они, пользуясь комфортными условиями, организованными для них на территории «мировых центров демократии», призывают к агрессивным действиям против «империалистической политики» северного соседа, пытаются выливать грязь на тех представителей интеллигенции, которые выражая свою ответственную позицию, предупреждают о недопустимости такого подхода. Дошло даже до такого абсурда, как атака на организацию в Азербайджане образовательного и научного процесса на русском языке. Хотя очевидно, что сохранение русского языка в образовательных учреждениях и в научной сфере страны является безусловным конкурентным преимуществом Азербайджана и достижением местных властей. На мой взгляд, попытки разжигания русофобских настроений в обществе являются очевидным проявлением собственной ущербности и отсталого образа мышления, поскольку подвергать сомнению целесообразность выстраивания нормальных, конструктивных взаимоотношений со столь влиятельной соседней страной, с которой нас связывают традиционно дружеские отношения, никак невозможно позиционировать в качестве конструктивного подхода. 

Местным «ура-патриотам», кричащим «об имперских планах России», думаю, неплохо было бы задуматься над тем, не являются ли они «маленькими исполнителями» в чужой, весьма опасной игре. Причем по меньшей мере странно, когда пытающиеся позиционировать себя в качестве патриотов люди, отвергая идею экономической интеграции с самым крупным соседом, тем не менее призывают к формированию чуть ли не конфедеративных отношений с Турцией. Хотя с точки зрения объективного научного экономического анализа, потенциальный эффект от экономической интеграции с Турцией и даже с Евросоюзом ничтожно мал по сравнению с возможным эффектом от экономической интеграции с Россией и постсоветским пространством. Предвосхищая вопли и возгласы «ура-патриотов» и фанатов евроинтеграции, хочу отметить лишь один факт – с Евросоюзом и Турцией уровень взаимодополняемости экономики Азербайджана, особенно после внушительных инвестиций в нефтехимический комплекс Турции, крайне низок, проще говоря, туда и в перспективе почти нечего экспортировать кроме сырья, а, по актуальной экономической науке, кооперироваться, интегрироваться почти бесмыссленно, если нет достаточных рынков сбыта.  

И еще…  А куда делись крики «ура-патриотов» о том, что любая интеграция неприемлема с точки зрения патриотизма? Или эти крики нужны только когда речь идет о северном соседе? Это нельзя, думаю, назвать иначе, как «двойные стандарты». Хочу напомнить, что абсолютное большинство этих горе-политиков и «экспертов» – это герои 80-х годов прошлого столетия. Не благодаря их ли близорукости, бездарности, серости и ангажированности Азербайджан в значительной степени оказался на грани пропасти в конце 80- начале 90-х годов прошлого века. Поэтому, думаю, пора осознать и довести до широких слоев общества, что ухудшение отношений между Азербайджаном и Россией и, в целом, дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве могут оказаться губительными для будущего развития всего нашего региона и являются просто недопустимыми.

От Мамедов Эльшад

Доктор экономических наук, Профессор