Почти три десятилетия в Грузии проходит перестройка системы образования. Можно сказать, что эта сфера у нас находится в режиме перманентной реформации. Наиболее ощутимые сдвиги произошли с приходом к власти «розовых революционеров» в начале двухтысячных, когда министром образования был назначен инженер-гидростроитель по специальности, возглавлявший до «революции роз» грузинский филиал фонда Дж. Сороса, а ныне постоянный представитель Грузии при ООН А. Ломая. Общественности он запомнился одним курьезным фактом – в одной из школ господин министр, желая продемонстрировать свою близость к ученикам, написал на доске приветствие, допустив при этом две ошибки. Ну, с кем не бывает! Но дело не в этом. Уже следующий министр образования, заявив, что сфера требует коренных перемен, свалил все недостатки на своего предшественника и взялся за реформацию.
Так продолжается и по сей день. Справедливости ради надо отметить, что среди нововведений были и такие, которые позволили преодолеть давний бич нашей системы образования – коррупцию, которая расцвела во времена Э. Шеварднадзе. Особенно она была заметна в ходе выпускных и вступительных экзаменов. Этот бич удалось преодолеть благодаря Единым национальным экзаменам. Именно они позволили десяткам тысяч абитуриентам стать студентами высших учебных заведений, а наиболее талантливым из них учиться в вузах за государственный счет.
И вот нынешний министр образования (он же отвечает за науку, культуру и спорт) М. Батиашвили выступил с новой инициативой, которая призвана, по его словам, вернуть доверие школам, поднять престиж преподавателя и сделать нашу молодежь более конкурентоспособной в условиях современного мира. Цели более чем достойные, но вот методы их достижения вызывают много вопросов, которые и прозвучали на парламентских слушаниях, состоявшихся на этой неделе.
Так, депутат Г. Канделаки раскритиковал сегодняшнюю инициативу министра образования, согласно которой для абитуриентов не будет обязательным экзамен по общим способностям, а школьные экзамены вообще отменят. По мнению народного избранника, Минобразования хочет отменить выпускные экзамены потому, что, как показывает статистика, около 20 процентов выпускников не могут сдать аттестационные экзамены и это является результатом сложившейся в системе образования ситуации.
За прошлый учебный год, по данным Национального центра оценок и экзаменов, порог минимальной компетенции, установленный министерством в 5,5 баллов (у нас действует 10-бальная система оценок) не смогли преодолеть по иностранному языку – 11 процентов выпускников, по истории – 4 процента, но хуже всех дела обстоят по таким предметам как физика и математика. И тут понятно, почему нынешний министр, а заодно и премьер-министр стали вдруг самыми популярными персонажами у наших старшеклассников. Их фотки, оказывается, украшают заставки мобильников наших подростков. Еще бы, ведь они отменили ненавистные экзамены! Вполне понятен был поэтому сарказм депутата от оппозиции Р. Гоциридзе, назвавшего в ходе парламентских слушаний поведение нынешней власти в этом вопросе ребячеством.
Если внутри страны предстоящие преобразования в сфере образования вызывают, мягко говоря, неоднозначную реакцию, то со стороны наших «стратегических» партнеров, судя по сообщениям местной прессы, они пользуются поддержкой и одобрением. Сообщается, что министр образования, науки, культуры и спорта Михаил Батиашвили и заместитель министра Ирина Абуладзе обсудили направления комплексной реформы системы образования, и будущее сотрудничество с исполнителем обязанности посла США Россом Уилсоном. По словам высокопоставленного дипломата, это была очень хорошая возможность для рассмотрения направлений реформы, и разработки единых планов. Он выразил готовность, чтобы посольство США активно включилось в осуществление амбициозных планов министерства, будь то курикулум, развитие преподавателей, или инфраструктура.
Для далекого от этой сферы читателя проясним, что под словом курикулум подразумевается не что иное как годовые планы. А кроме них от преподавателей требуются еще и всевозможные отчеты, составление т.н. портфолио и еще многое другое. На живое общение с учениками у наших учителей просто времени не хватает. Создается ощущение, что все эти нововведения элементарно скопированы без учета местных особенностей, уже имеющегося опыта и разработок наших, отечественных специалистов.
И в этой связи не могу не вспомнить замечательного грузинского педагога, академика Ш. Амонашвили, который еще на заре перестройки разработал концепцию гуманной педагогики. И не только разработал, но и внедрил ее на базе одной из тбилисских школ. Автор этих строк в те годы несколько недель имел возможность непосредственно наблюдать и изучать этот уникальный опыт, в результате чего опубликовал серию статей под общим названием «Педагогика отношений». Уважаемый ученый подарил мне тогда свою книгу «Здравствуйте, дети!». А на вопрос – что главное в его системе, коротко ответил: любовь к детям.
Вот, видимо, этого главного компонента и недостает современным реформаторам нашей школы.