О визите президента Азербайджана в Грузию, о несостоявшейся встрече Алиева и Пашиняна в Гранаде, а также о текущих событиях в регионе pressunity.org побеседовал с политологом, публицистом, руководителем Каспийского центра пространственного анализа Ильгаром Велизаде. 

 Какой вклад, по Вашему мнению, Грузия может внести в нормализацию азербайджано-армянских отношений?

— С Грузией у нас очень серьезная и прочная договорно-правовая база. В частности, предусматривающая взаимное признание территориальной целостности и суверенитета двух стран. На этой платформе могли бы строится отношения с Арменией, если бы Армения еще тогда признала территориальную целостность Азербайджана. После того как Армения официально признала территориальную целостность Азербайджана, формальных проблем для создания трехстороннего формата уже не остается. И поэтому мы сегодня вновь озвучиваем эти предложения. Есть очень хороший опыт азербайджано-грузинских взаимодействий, когда в рамках их были созданы очень важные трансграничные форматы и очень важные экономические, политические и даже военно-политические форматы, которые сегодня активно работают и приносят пользу двум странам. Ильхам Алиев и Ираклий Гарибашвили не раз об этом говорили. Мы предлагаем к этой платформе подключиться и Армении, тем более что есть очень богатый опыт других регионов, других стран. В той же Центральной Азии действует центрально-азиатский формат, есть прибалтийский формат, несмотря на то, что эти страны являются странами членами ЕС, они все-таки участвуют в трехстороннем формате. Есть очень много региональных форматов, которые исключительно завязаны на интересах участников. В данном случае в новой сложившейся ситуации Грузия и Азербайджан предлагают Армении включиться в новый формат. В этом случае все региональные проблемы мы можем решать сами, не прибегая к модераторству внешних интересантов.

— Как Грузия и Азербайджан намерены действовать в вопросах энергоресурсов и энергобезопасности Европы?

— Дело в том, что в последнее время связка Азербайджан-Грузия выдвинулась на первый план в решении очень знаковых вопросов, связанных с энергетической безопасностью Европы. Речь идет не только о поставках азербайджанских ресурсов (нефть, газ) в страны Европейского Союза. Данный формат можно считать своего рода энергетическим коридором. Если он будет расширяться, то в нем могут принимать участие и государства Центральной Азии. Поэтому грузино-азербайджанская связка исключительно важна. Энергетическое сотрудничество Азербайджана с Европой проходит также через Грузию, то есть присутствует еще и грузинский интерес. Сегодня энергетическая и транспортная связка Азербайджана и Грузии в значительной степени формирует и повестку не только энергетической, но и транспортной безопасности ЕС. И она постоянно расширяется. Это говорит о том, что очень большой интерес к ее использованию со стороны внешних сил. Поэтому я думаю, что нет альтернативы связки Азербайджан-Грузия. Кроме того, стоит отметить, что наша транспортная инфраструктура позволяет обеспечить непрерывную транспортную коммуникацию между странами Восточной Европы и Европы в целом с нашим богатым энергоресурсами регионом.

— Как Вы оцените ситуацию в Карабахе, в первую очередь возможные процессы реинтеграции армян?

— Азербайджанская сторона, после того как обрела контроль над территориями, предлагала и предлагает армянам вступить в процесс реинтеграции, получить азербайджанское гражданство. Но, видимо, там совсем другая ситуация, и людей ориентируют на то, чтобы массово уходить с этих территорий. Но в любом случае мы оставляем открытыми двери и говорим о том, что они могут вернуться на тех условиях, о которых мы им говорим. Это, прежде всего, получение азербайджанского гражданства. С нашей стороны предоставляются гарантии безопасности.

— Почему Ильхам Алиев отказался от встречи в Гранаде?

— Ильхама Алиева пригласили на заранее спланированное действо в качестве статиста. Он должен был прийти и подписать то, что они называли «совместное заявление». Естественно, все последующие события показывают, что это был просто фарс и туда не нужно было ехать. Ильхам Алиев сделал единственный возможный из этой ситуации вывод и предпринял данный шаг. Надо сказать, что и президент Турции не поехал. То, что на данную встречу не пригласили президента Турции, говорит о том, что планировалось действо антиазербайджанского и антитурецкого характера. При всем при этом Азербайджан отметил, что Европейская площадка является для него важной, поскольку на этой площадке был принят ряд решений. И для того, чтобы продолжить или завершить этот процесс, связанный с подписанием мирного договора, Азербайджан эту площадку использует. В конце октября должна состоятся встреча, но уже без Макрона и Шольца. Это условия азербайджанской стороны. Следующая встреча пройдет уже на наших условиях. Поэтому я думаю, что окончательно мы европейский стол не перевернули и здесь наши практические интересы еще есть.

От Абазов Дмитрий

Политический обозреватель