За месяц до запланированных на 31 октября парламентских выборов в Грузии началась проработка возможных сценариев новой революции, и подтверждением тому служат участившиеся в последние дни драки, столкновения, взаимные оскорбления, нанесение увечий и, конечно, однозначные обвинения. Каждая сторона отстаивает собственную правоту и считает агрессором политического оппонента, и, казалось бы, понять, кто прав, а кто виноват, в такой ситуации невозможно. Но попробуем разобраться, с чем мы имеем дело в действительности.
Первый «шумный» инцидент случился три дня назад в поселке Глданула, где проводил встречу с населением кандидат в мажоритарные депутаты от «объединенной оппозиции» по Глданскому району Тбилиси, член «Национального движения» Ника Мелия. Как заявил грузинским телекомпаниям сам Мелия, в тот самый момент, когда он беседовал с женщинами, с крыши одного из корпусов «некто» стал бросать в него камни. Сам Мелия в результате «прицельного обстрела» не пострадал, но однозначно заявил, что это устроили «ненормальные активисты правящей партии», которые «ожидали, что их за это никто не накажет», потому что такой обстрел им был «заказан свыше». По тому же сценарию в прицеле «камнеметов» оказался еще один кандидат в депутаты от «Национального движения» по Самгорскому району столицы Леван Хабеишвили. Тоже не пострадал. Но получил повод обвинить в случившемся «Грузинскую мечту».
Дальше – больше. Центр напряжения переместился в регионы, в основном населенные этническими меньшинствами. Пока – в Марнеули и Болниси, значительную часть жителей которых составляют азербайджанцы. Здесь инциденты начинались с перебранки между активистами «Грузинской мечты» и «Национального движения», то в чайхане, то у офиса правящей партии и окружного избиркома, а затем перерастали в рукопашную, в открытую драку. Оппозиция и поддерживающие ее телеканалы однозначно заявляют, что обострение ситуации устраивает только правящую партию, которая боится проиграть предстоящие выборы и прибегает к насилию и запугиванию оппонентов и избирателей.
Из последних горячих новостей по предвыборным баталиям в Грузии – инцидент между активистами оппозиции и «Грузинской мечты», пострадавшими в котором оказались журналисты – съемочная группа оппозиционного телеканала «Мтавари архи» и оператор Общественного телевидения Грузии. Местом происшествия опять оказался Марнеули.
А в промежутках между предвыборными баталиями лидеры оппозиции не забыли об Общественном телевидении Грузии и категорически потребовали ликвидации такого «ненужного образования», «нонсенса» и продажи его дорогостоящего здания в центре Тбилиси. Причиной назвали «неправильное» и «недемократичное» освещение происходящих в стране событий. А еще одной из причин таких нападок на телеканал стало избрание на пост его гендиректора неугодного оппозиции кандидата – Тинатин Бердзенишвили, которую считают ставленником нынешней власти.
«Общественное телевидение не отвечает интересам народа, не является независимым, выполняет заказы властей, и после выборов оно обязательно будет упразднено», — заявил журналистам бывший соратник Михаила Саакашвили, ныне лидер созданной им платформы «Стратегия Агмашенебели» Георгий Вашадзе. Его позицию полностью разделяют члены «Национального движения». Они считают, что в стране достаточно телеканалов для того, чтобы «объективно освещать» происходящие события.
Оппозиция пытается убедить население Грузии, а также мировое сообщество в том, что в стране царит «синдром безнаказанности», что нынешняя власть занимается «прямым преследованием и избиением своих политических противников» и что она обязательно должна быть отправлена в отставку и, более того, строжайшим образом наказана. Угрожающие заявления о грядущем после парламентских выборов возмездии уже сделали несколько «видных» лидеров оппозиции – члены «Национального движения», «Европейской Грузии» и других отпочковавшихся в свое время от партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» мелких политических образований.
В создавшейся ситуации и на фоне ежедневного накала страстей, в которых очень трудно разобрать зачинщиков и организаторов беспорядков, представители «Грузинской мечты» один за другим делают заявления с призывом к своим активистам, сторонникам и рядовым гражданам не поддаваться на провокации, устраиваемые «Национальным движением» с целью дестабилизации обстановки в стране.
«Криминальные и вредительские силы «Единого национального движения» не прекращают насилие и провокации. На этот раз члены партактива «Нацдвижения» явились к зданию Марнеульской окружной избирательной комиссии, рядом с которым находится офис нашей партии, и на фоне тяжелых оскорблений пытались спровоцировать членов нашего избирательного штаба. Но у нас в партии развернута строгая директива. Партактив должен максимально воздерживаться от реакции на подобное вредительство. Поэтому первая попытка провокации со стороны «Нацдвижения» завершилась безрезультатно», — заявил на брифинге 29 сентября лидер большинства парламента нынешнего созыва, член «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе.
По его же информации, оппоненты на этом не остановились и запустили своего активиста в здание избирательной комиссии, где тот нанес физические оскорбления члену комиссии и разорвал на нем майку, что привело к еще одному столкновению.
«Члены «Национального движения» уже несколько дней пытаются вызвать активистов «Грузинской мечты» на провокацию, но сегодня, когда такие попытки в отношении членов нашей команды оказались безуспешными, они перешли на сотрудников избирательной комиссии, и член комиссии стал жертвой их насилия», — констатировал Мдинарадзе.
Интересно, что обе стороны призывают полицию справедливо и тщательно расследовать все инциденты, происходящие в предвыборный период, с той лишь разницей, что оппозиция уверена: в условиях нынешнего руководства МВД реальные виновники наказаны не будут, кара наступит лишь после выборов, в результате которых в Грузии произойдет «очередная смена власти». А власть эту, как считают оппоненты, «Грузинская мечта» либо уступит сама и добровольно, либо ее «заставят это сделать».
Участившиеся за последний период факты насилия свидетельствуют о том, что оппозиция больше склоняется ко второму варианту «смены власти» и накаляет обстановку, создавая в стране очередную предреволюционную ситуацию, в которой «верхи больше не могут, а низы не хотят» или наоборот…
Точно так же развивались в Грузии события в 2003 году. До выборов оппозиционный в тот период телеканал «Рустави 2» ежедневно и ежечасно вещал о расправах тогдашней власти с политическими оппонентами – лидерами «Национального движения», демонстрировал избитых, с синяками и ссадинами, активистов оппозиции, якобы жертв насилия со стороны правоохранительных органов. Не упоминая при этом, что организаторами большинства таких драк и инцидентов были именно оппозиционные активисты. Хорошо обученные и натренированные во всевозможных фондах и НПО, обильно создававшихся в предреволюционный период во впавшей в застойное правление Эдуарда Шеварднадзе Грузии. Тогда этот метод «демонстрации насилия» сработал, вызвал «всеобщее возмущение», собрал на центральном проспекте столицы критическую массу народа и привел к свержению власти Шеварднадзе, получившему название «розовой революции».
Свое истинное лицо «революционное правительство» показало очень скоро: преследованием политических оппонентов, переоформлением крупных бизнес-компаний на себя и лиц из своего окружения, массовыми арестами и осуждением на многолетнее лишение свободы бывших чиновников, многие из которых выходили из застенков ЕНД калеками и вскоре погибали… Народ на долгие 9 лет погрузился в состояние страха, молчания из-за тотальной слежки и прослушки всего и вся, и ожидания освобождения от власти Саакашвили и его соратников.
Сегодня члены «Национального движения» и их единомышленники уверены, что 8 лет правления созданной олигархом Бидзиной Иванишвили «Грузинской мечты» — достаточный срок для того, чтобы народ забыл о прошлых грехах ЕНД, а сама перешедшая в оппозицию партия реабилитировала свое имя настолько, чтобы вновь взять бразды правления страной в свои руки.
Часть грузинских аналитиков считает, что все попытки оппозиции создать в стране новую предреволюционную ситуацию обречены на неудачу, так как нынешняя оппозиция никакой реальной поддержкой у населения не пользуется.
«Как видно, активисты нацоппозиции и их наемники перешли к насильственным тактическим шагам, и мы увидели это на примере Глданулы, а также в Марнеули. Не следует забывать и о том, как коллективно и оркестрированно нападают представители нацоппозиции на Общественное телевидение Грузии и требуют его ликвидации. Это прямое нападение на телеканал, и международные наблюдатели обязательно отреагируют на такие заявления оппозиции. Кстати, поддержку новому руководству Общественного телевидения уже выразил посол Великобритании, который на фоне этих нападок провел встречу с новоназначенным гендиректором телеканала», — заявил в беседе с корреспондентом «Пресс-клуба Содружество» грузинский эксперт Гия Абашидзе.
По его словам, сегодня в действиях оппозиции просматривается тот же почерк, который был характерен для «Национального движения» в период перед революцией роз, а в лидершипе «нацоппозиции» неизменно остаются «старые лица», которые жаждут новой революции.
«Они очень хотят новой революции. То белорусскую модель примеряют на себя, то молдавскую, когда был положен конец влиянию Плахотнюка. Но у грузинской «нацоппозиции» нет поддержки, и об этом свидетельствуют даже те исследования, которые заказывает сама оппозиция. Ее поддержка выражается однозначными цифрами. Поэтому оппозиция обозлена и переходит к прямому насилию. Но я думаю, что правительство Грузии в ближайшее время сумеет пресечь все это и предотвратить дальнейшую эскалацию насилия», — заявил Гия Абашидзе.
Аналогичной реакции и осуждения насилия эксперт ожидает и со стороны международных наблюдателей и партнеров Грузии.
До очередных парламентских выборов в Грузии остается месяц, страсти накаляются с каждым днем, а оппозиция, судя по ежечасным новостям о новых инцидентах, отказываться от своих «планов по отправке «Грузинской мечты» в политическое небытие» не намерена. Так что грузинским избирателям, вероятно, предложат еще немало подобных предвыборных «зрелищ».