Рвётся всегда там, где тонко. Несмотря на 26-летний переговорный процесс, Бишкекское перемирие между Арменией и Азербайджаном всегда было хрупким. Таким ее делали несправедливые для одной из сторон условия прекращения боевых действий. А именно — сохранение бывшей Нагорно-Карабахской автономной области и семи азербайджанских районов под контролем (оккупацией) Армении.

С того самого дня инциденты на линии соприкосновения огня не прекращались ни на один день. Как говорится, плохой мир — хуже войны. Параллельно, безусловно, шли переговоры. И негласно бывшие президенты Армении даже были готовы уступить 5-7 районов в обмен на признание независимости самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Но с приходом Никола Пашиняна к власти, в Ереване были разрушены даже минимальные шансы на компромисс. Армянский премьер не собирается отдавать даже пяди земли. Поэтому неудивительно, что за два года его правления произошло больше масштабных столкновений с 1994 года между Арменией и Азербайджаном, чем при всех его предшественниках вместе взятых.

Последние бои, начавшиеся 27 сентября — не что иное, как продолжение тлеющегося почти три десятилетия конфликта. Хотя официально в провокации Баку обвинил Ереван, в начале боевых действий заинтересован больше Азербайджан. Почему? Во-первых, Азербайджан — проигравшая сторона. Возвращать земли нужно Баку, а не Еревану. Во-вторых, международное сообщество совсем забыло про существование этой проблемы. Оно занято чем угодно: Ливией, Сирией, Палестиной, но не Карабахом. Надо бы напомнить.

В ходе боев ВС Азербайджана добились определённых преимуществ. Им удалось взять 7 сел в оккупированных Физулинском и Джабраильском районах. Азербайджанское минобороны заявляет об уничтожении целого полка в Мардакерте. Армянская сторона говорит о сбитых азербайджанских беспилотниках и вертолетах. Параллельно поступают слухи о якобы присутствии турецких спецназовцев и даже боевиков из Сирии. Как говорится, на войне все средства хороши, даже дезинформация.

Если говорить о реакции мира, то правительства многих стран, включая Россию, Францию, США, Германию и Иран, сделали заявления с призывом прекратить бои. Учитывая внутриполитическую борьбу в США, занятость ЕС коронакризисом и разборками Турции с греками, единственной силой, способной повлиять на войну — Россия. Армянская сторона ждёт от неё звонка в Баку и требований остановить «агрессию». Алиев, наоборот, надеется, что Москва мешать не будет.

Интерес России лежит в двух плоскостях. Да, Кремль не может допустить ещё одного очага нестабильности на своих рубежах. Перемирие нужно восстановить. Но опыт провалившихся 26-летних переговоров показал, что оттягивание переговоров по вине союзника России по ОДКБ в конечном счёте наносит вред интересам и самой Москвы.

Чтобы избежать этого порочного круга «затягивание статус кво-война-снова переговоры», Кремлю стоит приложить больше усилий к тому, чтобы сдвинуть безрезультатную дипломатию с мертвой точки. В противном случае, эскалация будет возникать вновь и вновь, а на костре войны будут усиливаться позиции иных международных игроков.

От Гасанов Камран

Старший преподаватель РУДН, кандидат политических наук